На днях Правительство РФ окончательно сформировало восемь нацпроектов по обеспечению технологического лидера. Об этом первый заместитель председателя Правительства Денис Мантуров доложил президенту РФ Владимиру Путину. Планируется направить на эти цели 3 трлн рублей из федерального бюджета, столько же добавят регионы.
И речь не только о космосе, биотехнологиях, беспилотниках. Есть и другие необходимые секторы промышленности, которые помогают стране взять курс на экономический суверенитет. Власти отмечают важность развития машиностроения, станкостроения, а также микроэлектроники.
Выход на лидерские позиции
Бизнес в разных сферах российской экономики серьезно борется за технологическое лидерство страны. Например, «Норникель» открыл в Санкт-Петербурге Батарейный технологический центр. Здесь будут производить современные компоненты для аккумуляторов, причем используются собственные разработки. Компания ставит задачей еще и стать реальным конкурентом для Китая, который пока активно наращивает свое присутствие в России еще и в сегменте экспорта батарей (и без того занимая в нем до 80% рынка).
Российские компании демонстрируют лидерство, выходя даже на мировой уровень. Скажем, компания «1С» разрабатывает программное обеспечение, которое уже идет и на экспорт. «Лаборатория Касперского» работает в сфере кибербезопасности, успешно разрабатывая собственные технологии и системы. Росатом намерен к 2030 году освоить более 80 новых технологий, в этом случае компания достигнет 95% технологического лидерства.
Сфера туризма тоже оказалась сегодня во внимании промышленного бизнеса, стремящегося к тому, чтобы развивать свои производственные мощности. Речь идет об обеспечении инфраструктуры курортов. Это объяснимо: туризм — востребованная ниша, питающая экономику. Появляются новые курортные зоны, их нужно оборудовать канатными дорогами. А те подъемники, что сейчас действуют на курортах – европейские, но им нужны запчасти и сервис. Все это обеспечивают сегодня российские компании, увидев острую необходимость курортов в такой поддержке. Например, компания РУСЛЕТ, отечественный производитель канатных дорог, обеспечивает курорты и российскими запчастями и комплектующими, и даже программным обеспечением — все это необходимо для канатных подъемников. На российских курортах, которые активно расширяются, скоро появятся отечественные канатные дороги: это Архыз, Ведучи (Чечня), Мамисон (Северная Осетия), Турьев Хутор (Сочи). А новая производственная площадка холдинга РУСЛЕТ – завод «ТверьКанатДор» —в ближайшем времени начнет выпускать самые современные и полностью отечественные канатные подъемники с отцепляемым зажимом. Генеральный директор холдинга РУСЛЕТ Дмитрий Сидорович, демонстрируя в ноябре будущее производство губернатору Тверской области Игорю Рудене, подчеркнул уникальность проекта: «Мы с вами присутствуем при создании одного из самых современных заводов по производству канатных дорог в мире. В России никогда не было такого производства. Завод будет конкурентоспособен в отношении мировых производителей канатных дорог. Размер и оснащенность нашего завода даже превзойдет существующие мировые аналоги». Как рассказал Дмитрий Сидорович, завод обеспечен и уникальным оборудованием. Российские канатные подъемники будут делать на суперсовременных высокоточных станках, среди них будет и уникальное оборудование. Это гарантирует высочайшее качество деталей и комплектующих.
А конструкторское бюро «Ратрак-Урал» начало работать над российской моделью ратрака еще в 2021 году, а потом, в связи с западными санкциями и потребностью рынка в таком оборудовании, компания ускорила свои разработки. Сейчас локализация этого производства доведена до 75%.
Лидерство в технологиях и производстве невозможно без объединения усилий с другими компаниями, создание подобных сложных механизмов – это подчас труд десятков или сотен предприятий. Скажем, чтобы сделать один канатный подъемник, в котором более 20 тысяч деталей, подключается до 150 разных компаний. Президент ассоциации “Росспецмаш”, председатель Совета Торгово-промышленной палаты по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин также напоминает, что техника — это «продукт работы не одного предприятия, даже не отрасли, а всей страны». По мнению эксперта, сегодня важно, чтобы производство специализированной техники и механизмов «было в фокусе внимания тех, кто управляет нашей экономической политикой».
«Нужно обеспечить конкурентоспособность с Китаем»
Российская промышленность, в свою очередь, должна выполнить свои задачи —обеспечить конкурентоспособность своей продукции относительно китайских аналогов, которые сейчас стараются расширяться в России, заявил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов на встрече с депутатами «Единой России»: «Нам необходимо не только разработать и довести до серии линейку наиболее востребованного оборудования, но и обеспечить конкурентоспособность с китайскими коллегами. Аналоги этой продукции достаточно активно заходят на наш рынок».
Тем более приходится учитывать китайскую экспансию. Как говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г.В. Плеханова Екатерина Новикова, сейчас китайцы пытаются захватывать те ниши, в которых Россия как раз и стремится достичь суверенитета: «Что касается российских секторов экономики, которые в наибольшей степени интересны Китаю, то, в первую очередь, это розничная электронная торговля, оптовая торговля непродовольственными товарами, автотранспортные средства, машины и оборудование, то есть те сектора экономики, в которых российская сторона поступательно пытается осуществлять политику импортозамещения». При этом в России зарегистрировано более 9000 китайских компаний: оказывается, это в 3 раза больше числа немецких компаний, которые работали в России до 2022 года.
Компании из КНР уже заметно нарастили свое присутствие на рынке РФ, а это, считают аналитики, может создавать риски для российской промышленности. Китай захватывает автопром: по дорогам России уже ездят тысячи автомобилей производства таких компаний как Changan (принадлежит государству) Chery, JAC (принадлежат провинциям Китая), Geely, Great Wall (частные бренды). В сфере промышленной автоматизации российский рынок осваивает китайская компания CHINT, которая в прошлом году даже запустила на рынке РФ свой локальный бренд Ensmas. А нефтегазовый рынок РФ осваивает китайская нефтехимическая корпорация Sinopec, одна из крупнейших мировых компаний в сфере нефтедобычи. Но в этих отраслях активно развивается российский бизнес, и именно ему надо давать преимущество.
Китай пытается зайти и в нишу туристической инфраструктуры. Китайские компании предлагали горнолыжным курортам России свои канатные дороги, взамен европейских брендов, ушедших из России. Среди таких предложений звучало и название китайского бренда BMHRI. В Китае работают и другие производители канатных дорог: это компании CAMC Engineering (САМСЕ), Goodyou, а также более локальные небольшие компании, но обращались ли они к России, пока не известно. Однако бизнес-сфера слышит посыл государства: сегодня важнее собственное развитие, экономика России должна делать рывок. К тому же китайские предложения, хоть и выигрывают пока по цене, проигрывают российским по качеству, соответствию сертификационным требованиям, а также сервису и удобству обслуживания. Как поясняет Георгий Плотников, председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 “Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта”, сейчас импортные канатные дороги если и приходят в РФ, то не проверяются с точки зрения безопасности и надежности, а когда Россия введет новые еще более жесткие сертификационные требования, китайские подъемники их не пройдут: «Сейчас пассажирские канатные дороги поставляются на российский рынок без обязательного подтверждения требований безопасности, соответственно, качество ввозимой техники не подтверждено никем, кроме поставщика. А значит, нет никаких гарантий, что поставляемое оборудование соответствует требованиям безопасности. Российские туристические курорты покупают пассажирские канатные дороги, далее по контрактным обязательствам монтируют их, а уже потом, при проведении экспертизы промышленной безопасности выясняется, что чего-то не хватает, что-то не учтено, дорогу надо доводить до ума, а это дополнительные затраты, конфликтные ситуации с контролирующими органами и упущенное время».
Сложности с платежами в китайские банки вносят дополнительные проблемы в возможном партнерстве с КНР. А еще технологическое лидерство дает российской экономике независимость. Интересный пример приводит директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП СО РАН), академик Валерий Крюков. В 2010 году в Новосибирске была создана компания «Лиотех» – как совместное предприятие «Роснано» и китайской компании Thunder Sky для производства литий-ионных батарей, в производство было инвестировано более 10 млрд рублей. «Китайцы в какой-то момент вышли из проекта и отказались от поставок, при этом спрос российских потребителей на продукцию компании так и не был сформирован», – говорит Валерий Крюков. Так что надеяться на китайцев в подобных крупных задачах, да еще и затевать партнерство может быть опасно.
Россия только избавилась от зависимости от европейской продукции, а теперь, если ситуация с заходом Китая на российский рынок будет усугубляться, может попасть в зависимость от китайских интересов. Именно поэтому власти все чаще обращают внимание на то, что нельзя позволять Китаю вести себя в России столь активно. Да, партнерство и сотрудничество полезно, но Россия должна быть на лидирующих позициях, тем более на собственной территории.
«Сейчас это особенно важно — иметь собственную надежную технологическую базу, потому что наша страна подвергается массированной волне санкций, и у Запада стоит задача нас экономически удушить и лишить возможности развиваться», – убежден Константин Бабкин.
Иван Петров