ФедералПресс. Три источника и три составных части промышленной политики

Декарбонизацию, цифровизацию и устойчивое развитие обсудили участники проходившего в Москве 5 – 6 октября XVI Национального конгресса «Модернизация промышленности России: приоритеты развития». Подробности – в материале «ФедералПресс».

Новые тренды необратимы, заявил, открывая пленарное заседание «Комплексная модернизация отраслей промышленности» депутат Госдумы, координатор федерального проекта «Локомотивы роста» Денис Кравченко.

«Буквально вчера президент Владимир Путин напомнил, что внедрение «зеленых» инициатив должно стать основой социально-экономической стратегии развития России до 2050 года. Нам необходимо снижать углеродоемкость промышленности и транспорта. Но действовать не слепо, а выбирая те меры, которые дадут совокупно наибольший экономический эффект», – отметил депутат.

Своим путем

Сегодня правительство активно работает над стратегией, рассказал замминистра промышленности и торговли Алексей Ученов. По данным Росстата, в обрабатывающей промышленности создается 13,3 % ВВП страны. «В современных экономиках она значительно выше и у нас есть амбиция эту долю наращивать», – отмечает чиновник. С 2014 года, когда был принят закон о промышленной политике, было в общей сложности поддержано более 1200 проектов на сумму 270 млрд рублей. На сегодня Фонд поддержки промышленности может конкурировать в этом смысле с банками, входящими в ТОР-5.

«Сегодня все активно говорят о теме климата и еще более глобальной теме энергоперехода. У нас в ноябре будет СОР 26 в Глазго. Там мы, как страна, будем отстаивать свои позиции – как и когда мы будем достигать климатической нейтральности. Что это значит – наша экономика будет требовать диверсификации. Сегодня мы понимаем, что оставаться в прежних рамках нам уже не удастся. Это не значит, что мы должны следовать чьему-то курсу и слепо копировать чьи-то действия. Мы самостоятельно может отвечать на вызовы, у нас сложная экономика, есть базовые отрасли, где модернизацию основных фондов нельзя провести быстро. Тем не менее такие планы есть, бизнес к этому глобально готов, и мы понимаем, что для этого нужно» – говорит Ученов.

Тема, безусловно, актуальная, и бизнес в течение последних месяцев активно участвует в ее обсуждении, рассказал «ФедералПресс» вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Дмитрий Курочкин.

«Как известно, в июле ЕС принял целый ряд ограничительных мер. Как они будут реализованы, до конца непонятно. Кроме того, перед саммитом в Глазго согласуются позиции больших игроков, и здесь тоже до конца не понятен расклад сил. Нам, со своей стороны, совершенно очевидно, что необходима выверенная позиция предпринимательского сообщества по целому ряду вопросов, которые связаны больше не с экологией, а с развитием технологий, если хотите, с переделом рынков – элементы торговой войны совершенно очевидны. И здесь позиция бизнеса чрезвычайно важна, она должна быть учтена и поддержана нашими государственными структурами» – отмечает Курочкин.

Пока выработка консолидированной позиции только идет, это чрезвычайно сложный процесс – есть разный бизнес со своими интересами, объясняет бизнесмен.

На родных просторах

«Со своей стороны могу сказать, что мы активно работаем с регионами в плане информирования предпринимательского сообщества, а наши комитеты по экологии и природным ресурсам, по энергетической стратегии и развитию ТЭК, совет по финансово-промышленной и инвестиционной политике обсуждают эту тематику на самых разных площадках» – заверил Дмитрий Курочкин.

Тема трансформации экономики ни в коем не должна замыкаться в крупных городах. В стране 321 моногород, в которых проживает 13,3 млн человек напомнила главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ, гендиректор Фонда развития моногородов.

«Мы понимаем, что у нас в моногородах есть крупные компании, которые вытягивают экономику, это большая доля ВВП. Но вместе с тем мы понимаем, какие риски связаны с положением этих компаний. Еще в 2009 году, после кризиса, было принято решение, что там нужно создавать альтернативные рабочие места» – рассказала Макеева.

Сейчас различные меры господдержки оказываются всем моногородам и 100 крупным городам. В том числе работает программа стимулирования городов территорий с повышенным технологическим, научным и человеческим потенциалом, добавил Денис Кравченко.

Дмитрий Коптев

 

Источник: fedpress.ru