ТАСС. Эксперты: без профилактического визита не должно быть проверок бизнеса

Профилактический визит должен стать обязательным мероприятием перед последующей проверкой бизнеса. Более того, необходимо внести поправки в законодательство, которые позволят предпринимателям самостоятельно инициировать визит инспекторов, считают опрошенные ТАСС эксперты.

В России предусмотрено семь видов профилактических мероприятий, среди которых и профилактический визит. По итогам проведения такого мероприятия не может быть выписан штраф или выдано предписание об устранении нарушений. Как в конце июля сообщали в Минэкономразвития, всего в 2021 году в России контрольными (надзорными) органами проведено 40,8 тыс. профилактических визитов, с начала 2022 года - свыше 140 тыс.

"Профилактический визит - отличная мера взаимодействия проверяющего с проверяемым, и очень хорошо, что она появилась в новом законе № 248-ФЗ о госконтроле. Это, с одной стороны, заменяет проверку, с другой - не влечет непосредственно штрафов. Его суть очень проста: разъяснить подконтрольному лицу, что именно может быть воспринято как нарушение обязательных требований. Ничего кроме пользы от профилактического визита нет. Да, по итогам профилактического визита может быть назначена проверка, но это лучше, чем просто проверка сразу", - сказал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елена Дыбова отметила, что деловое объединение в целом поддерживает практику проведения профилактических визитов. При этом, по ее словам, в ТПП считают, что "если предварительно не было проведено профилактического визита к предпринимателю, то и не должно быть последующей проверки компаний".

Похожую инициативу высказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнетова. Она предложила исключить из закона № 248-ФЗ о госконтроле пункт, который предполагает обязанность инспектора инициировать проверку, если при профилактическом визите он установил угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. "Я полагаю, что эту норму следует исключить из закона, чтобы профилактический визит не являлся поводом для организации последующих проверок бизнеса", - отметила она.
 

Возможные корректировки

Любая новая практика нуждается в корректировке, профилактический визит - не исключение, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. В частности, не решен вопрос о том, какая сторона может инициировать профилактический визит. "В законе о госконтроле вскользь упоминается, что это может сделать не только контрольное ведомство, но и сам предприниматель. Однако во втором варианте порядок инициирования не прописан. Поправки на этот счет готовятся", - указал он.

Титов также заявил, что существует предложение "сделать платным профилактический визит, организованный по инициативе подконтрольного лица". Похожая практика есть, например, в Великобритании, напомнил уполномоченный.

"Чем больше будет эффективной профилактики, тем лучше. <…> Нужно двигаться в этом направлении до логического завершения. В том же законе говорится о добровольном страховании ответственности, которое снижает категорию риска объекта. Давайте разовьем эту систему, но тогда уже скажем, что там, где внедрено коммерческое страхование ответственности, с рисками разбирается страховой инспектор, а не государственный контролер. И тогда уже страховой инспектор сполна возьмет на себя функцию объясняющего - и прекрасно с ней справится", - добавил Титов.

Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова полагает, что памятка по обязательным требованиям должна выдаваться повсеместно, а не в отдельных случаях. "Визит должен носить именно практическую полезность. Материалы и памятки должны содержать конкретные требования к предпринимателю по направлению его деятельности, набор действий и реальных инструкций, которые он должен выполнять или, наоборот, не должен нарушать, чтобы избежать штрафных санкций", - подчеркнула она.

Формат проведения профилактических визитов должен регулироваться в зависимости от обстоятельств, отметил учредитель инвестиционной компании "Плечко групп" Ростислав Плечко. "Например, если компании нужно получить консультацию о нормах и требованиях законодательства, проверить свои документы на соответствие нормативным актам, для этого не обязательно проводить личную встречу очно. Специалист ведомства и ответственный сотрудник компании могут назначить встречу онлайн, предварительно обсудить темы беседы по электронной почте и созвониться для того, чтобы озвучить возникшие вопросы и устранить нарушения. Совсем другое дело - проверки, затрагивающие безопасность персонала и посетителей или покупателей. Здесь нужно, чтобы специалист курирующего ведомства непосредственно провел осмотр систем и коммуникаций, обнаружил недочеты и объяснил, как их устранить", - сказал он.

 

Профилактика в регионах

Не только на федеральном уровне, но и в регионах профилактика правонарушений - безусловный приоритет в работе контрольно-надзорных органов. Для создания конструктивной коммуникации, в том числе, создаются различные сервисы. Например, в Подмосковье запущена платформа по цифровому документообороту между контролерами и бизнесом на региональном портале госуслуг.

"На реализацию проекта потребовалось три месяца. Но сейчас в формате одного окна 13 ведомств комплексно консультируют по 33 видам надзора. При этом приоритет отдается именно профилактике, а не проверкам. Цифровая платформа предусматривает несколько форм взаимодействия: консультирование, профилактический визит и настоящий флагманский инструмент - самообследование. Для бизнеса это возможность самостоятельно пройти электронные чек-листы с мобильного телефона и направить их в надзорные органы без визита инспектора на объект. И это гарантия того, что к предпринимателю не придут с плановой проверкой в следующем году", - рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнев.

По его данным, с момента запуска сервиса в мае уже проведено 315 консультаций (большинство из них по надзору за самоходными машинами, такси и долевым строительством), 50 профилактических визитов (строительный надзор и пассажирские перевозки). Самообследование прошли 12 компаний и организаций в сфере эксплуатации объектов и такси.

В Татарстане в первом полугодии число проверок бизнеса сократилось в 8,3 раза, республика вошла в топ-5 регионов с минимальной нагрузкой на предпринимателей, рассказал депутат горсовета Набережных Челнов от Партии роста, генеральный директор группы компаний "Далини" Руслан Нигматулин. Он объяснил это, в том числе, тем, что "контрольно-надзорные органы обходятся предупреждением в случае, где нарушения незначительные и их можно исправить". В то же время он предложил изменить KPI для инспекторов: "показателями их эффективной работы должно быть не количество проверок или сумма штрафов, а, например, число нарушений, исправленных после их рекомендаций"