Мир новостей. Чиновники хотят погреть руки на капремонте

Минстрой России решил прибрать к рукам взносы граждан на капремонт, которые пока переводятся на специальные счета.

 

Такую креативную инициативу выдвинул Общественный совет ведомства. Разумеется, не факт, что от этого улучшится качество ремонтных работ, но зато несколько десятков миллиардов рублей будет ежегодно поступать на счета структур, которые подчиняются Минстрою.

Сегодня жители могут выбирать, как им копить деньги на капремонт: направлять их в общий котел регионального фонда капремонта или хранить на специальном счете. Предложение Общественного совета Минстроя касается именно спецсчетов. Предлагается закрыть управляющим компаниям допуск к этим деньгам.

Инициатива подается, естественно, под самыми благородными лозунгами. Мол, нужно бороться с недобросовестными участниками рынка: управляющие компании нередко воруют деньги со спецсчетов или вступают в сговор с подрядчиками, намеренно завышая цену и зарабатывая на откатах. И ведь это правда. Однако новая инициатива существующее положение вещей не исправит, а только поможет оставить на распиле нужных игроков.

Потенциальный объем средств, накапливаемых на этих спецсчетах, составляет порядка 27 млрд рублей в год. Как сегодня распределяются эти средства? По оценкам фонда «Институт экономики города», 32% спецсчетов контролируется управляющими компаниями, а остальные находятся под контролем товариществ собственников жилья и региональных операторов.

По данным системы ГИС ЖКХ, из более чем 948 тыс. многоквартирных домов порядка 53 тыс. управляются ТСЖ, ЖСК или другой формой кооператива. Зато в управлении УК находится без малого 629 тыс. домов. Потенциально жители каждого из них могут выбрать для капремонта именно спецсчет. Если дело и впрямь так пойдет, то прощайте, сотни миллиардов на счетах региональных фондов.

Перспектива эта представляется тем более реальной, если учитывать, что недовольство граждан качеством выполнения капремонта региональными операторами растет год от года. «Многочисленная судебная практика свидетельствует о том, что большинство жалоб собственников связано с неэффективностью капремонта по методу общего котла», - считает руководитель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян.

К сожалению, оба механизма, будь то общий котел или спецсчет, - неработающие. Дело в том, что программа капремонта в ее нынешнем виде, по сути, оказалась фейком. Денег, собираемых жителями на спец­счетах, даже при условии, что УК, управляющая счетом, будет абсолютно добросовестной, едва ли хватит на проведение сколько-нибудь серьезных ремонтных работ. К примеру, замена лифта обойдется сегодня в 3-5 млн рублей. При этом общая сумма ежемесячных взносов на капремонт одноподъездной 16-этажки в Москве составляет 119 тыс. рублей (при тарифе 19,52 руб­ля с квадратного метра). А в Подмосковье еще меньше - 73 тыс. (там тариф составляет 12 рублей с квадратного метра).

Решение о переводе дома из общего котла в региональную программу, равно как и список ремонтных работ, принимать будут вовсе не жители, а местные власти. Правильная управляющая компания проводит собрание собственников, на котором утверждается нужный список ремонтных работ. Информация поступает к местным властям, они составляют план, под который в итоге выделяются деньги из Фонда капитального ремонта. Как видите, все зависит от чиновников... и размеров отката.

Наличие неких независимых управляющих компаний, в ведении которых находятся спецсчета, автоматически исключает из этой схемы и местные власти, и Фонд капитального ремонта. «При наличии спецсчета и добросовестной УК жители хотя бы что-то могут сделать в своем доме. По крайней мере, в этом случае они реально могут принять решение о том, какие работы провести. Ни Минстрой, ни региональные фонды капремонта подобная независимость, конечно, никак не устраивает», - считают эксперты.

 

Виталий Игорев, Андрей Князев