Достойная транспортная инфраструктура подстегивает рост товарооборота. Взять, например, Нижнеленинское. Осенью прошлого года здесь запущен в эксплуатацию железнодорожный мост, связывающий российское поселение с китайским Тунцзяном. И потекли грузы - руда, уголь, мощность контейнерных терминалов увеличилась с нуля до почти 6 миллионов тонн в год. А вообще пропускная способность погранперехода через Нижнеленинское оценивается в 25 миллионов тонн в год.
Увеличение грузовых потоков, по мнению Юлии Зубарик, подстегнет и жилищное строительство на приграничных с Китаем территориях. "Очевидны перспективы этих поселений не только как логистических хабов, но и привлекательного места для жительства. С увеличением объема перевозок вырастет потребность в рабочих местах - до нескольких тысяч. Людям потребуется социальная инфраструктура. В обозримом будущем здесь могут появиться новые центры жизни", - уверена эксперт.
"Во-первых, они должны включать в себя повышение пропускной способности имеющихся железнодорожных магистралей (Транссиб, БАМ), строительство новых газопроводов и нефтепроводов, способных перебросить углеводороды из регионов Западной Сибири на Восток, развитие перевозок по Севморпути, который является кратчайшим морским маршрутом между Европой и Азией. А во-вторых, в сотрудничестве с Китаем необходимо продолжить модернизацию и повышение пропускной способности имеющихся погранпереходов, а также форсировать развитие обладающего большими транзитными возможностями экономического коридора Россия - Монголия - Китай", - подчеркнул Сергей Цыплаков.
Если рассматривать доставку товаров по суше, то тут, безусловно, неизменными остаются преимущества транспортировки по железной дороге: независимость от погодных условий, скорость, возможность перевозки на большие расстояния широкой номенклатуры грузов, гарантия их сохранности и т.д. Крупные промышленные и производственные предприятия оборудованы путями необщего пользования, которые примыкают к железнодорожным магистралям, что упрощает процесс доставки. Кроме того, это самый экологичный способ перевозки грузов: более половины протяженности железнодорожных путей общего пользования электрифицировано. В частности, по всему Транссибу движение идет на электротяге.
"Для бесперебойной доставки грузов на восточном плече важно обеспечить функционирование приграничной инфраструктуры, - рассказал "РГ" гендиректор компании "РЖД Логистика" Дмитрий Мурев. - С этой целью ведется работа по повышению пропускной способности погранпереходов: самые востребованные пункты пропуска переведены на круглосуточный режим работы, прорабатываются вопросы строительства дополнительных путей".
Цифровизация перевозочного процесса и переход на полноценный электронный документооборот как между перевозчиками, так и с контролирующими органами обеспечит беспрепятственное движение грузов и будет способствовать развитию товарооборота со странами АТР, продолжает специалист. В этой сфере уже удалось добиться определенных успехов, но работы еще предстоит немало.
"Ключевая задача логистических компаний - на базе собственных и партнерских ресурсов сформировать не только новые цепочки поставок, но и полноценные логистические решения. Сегодня надо предлагать клиентам сервис не только в прямом железнодорожном сообщении со странами АТР, но и регулярные мультимодальные маршруты, в том числе с использованием морского плеча. Такой подход дает представителям бизнеса возможность формировать новые экономические связи, выходить на новые рынки сбыта, выстраивать партнерство с поставщиками сырья и материалов", - резюмирует Дмитрий Мурев.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество в силу масштабов экономик двух стран и общей границы просто обречено если не на процветание, то на значительные объемы, уверен президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. И геополитические обстоятельства здесь скорее выступают фоном, нежели являются движущей силой процесса кооперации. В этом смысле санкционная политика Запада в отношении нашей страны просто запустила механизмы смены торговых приоритетов. Российские экспортеры в Китай в основном представлены крупными компаниями, которые поставляют в Поднебесную нефтепродукты, сжиженный газ, каменный уголь, удобрения, железные руды, медь, никель, алюминий, минеральные удобрения и т.д.
Но недавние исследования, проведенные Аналитическим центром НАФИ и ПСБ, показали резко возросшую активность на азиатском направлении представителей малого и среднего бизнеса, продолжает глава ТПП РФ. В процессе освоения китайского рынка уже участвует каждый пятый отечественный предприниматель. Наиболее перспективным направлением экспорта российского МСБ в Китай по-прежнему выступает пищевая и сельскохозяйственная продукция. Этот сегмент экономики способен в ближайшей перспективе оказать существенное влияние на структуру товарооборота между нашими странами. Хорошим спросом в Китае пользуются российские морепродукты, мед, зерно, масло, кондитерские изделия и т.д.