24.12.2021

ТАСС. Эксперты: ФНС можно привлечь к мониторингу ситуации с бизнесом после введения QR-кодов

Федеральную налоговую службу (ФНС) можно привлечь к созданию системы мониторинга экономических показателей в рамках введения QR-кодов, на результаты которого предложено опираться при разработке мер поддержки, в том числе бизнеса. Такое мнение высказали ТАСС опрошенные эксперты и представители бизнес-сообщества. 16 декабря Госдума приняла в первом чтении законопроект об использовании для посещения общественных мест ковидных сертификатов с QR-кодами о прививке, перенесенной болезни или медотводе. Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, документ перед вторым чтением повторно направлен для обсуждение в регионы, Совет Федерации и правительство. В первом чтении законопроект принят Госдумой вместе с проектом постановления палаты, содержащим вопросы, которые будут проработаны ко второму чтению. Согласно документу, Госдума, в частности, рекомендует кабмину "обеспечить на системной основе мониторинг экономических показателей в связи с введением ограничительных мероприятий с выработкой предложений и при необходимости мер поддержки". ФНС как оператор массива данных Основной параметр для бизнеса - это выручка, считает вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елена Дыбова. "Вот главный показатель, который покажет, отразит, как меняется ситуация. Сначала [она] может очень сильно "провалиться", потом [может] наступить какая-то стабилизация, поэтому считывание показателей, чтобы понять процессы, - это очень важно. Исходя из этого, в идеале можно было бы оказывать меры поддержки", - уточнила она.  Ключевым звеном в этой работе может стать Федеральная налоговая служба, поскольку сейчас она является главным оператором всего массива цифровых данных, считает Дыбова. "[Можно] смотреть [показатели] и по отраслям, и по регионам. Сейчас налоговая видит все благодаря кассам - у нее есть все данные. Каждый день, каждую минуту, по отраслям, по регионам - [в ФНС] все видят. Аналитику прежде всего нужно смотреть по регионам, а дальше уже в разрезе регионов смотреть по отраслям, и тогда можно вполне оперативно принимать меры поддержки", - сказала она. С ней согласен соучредитель IT-разработчика BPIUM, член Партии роста в Татарстане Андрей Финохин. Он отметил, что у ФНС есть самые полные данные по деятельности малых и средних предпринимателей. "Налоговики могут предсказывать средний чек салонов красоты, потоки клиентов, кто, откуда приехал с точностью до улицы или до конкретной точки. И так про любой бизнес. Если все это есть, зачем изобретать велосипед? Нужно лишь подумать над механизмом, как налоговая может делиться этими данными", - сказал Финохин. Говоря о сфере общепита, общественный омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов подчеркнул, что здесь необходимо оценивать показатели по направлениям и учитывать специфику ведения деятельности. По его словам, падение выручки может наблюдаться не во всем ресторанном бизнесе. "[Деньги] будут потрачены либо в супермаркетах на продукты, либо на готовую еду в супермаркетах, либо на ту же самую доставку. Только ограниченная часть ресторанного бизнеса может работать с доставкой, потому что доставка - это фаст-фуд, пицца-суши, а гастрономия в доставку не идет. Соответственно, не надо помогать всем подряд - надо помогать тем ресторанам, у которых не может быть развитой доставки, и помогать в районе тех потерь, которые реально можно спрогнозировать", - считает Миронов. Решения для предпринимателей Не у каждого предпринимателя есть дополнительный персонал, который может проверять наличие QR-кодов у посетителей, считает Дыбова. "Понятно, что в ресторанах есть администратор, ему дали эту функцию. В торговых центрах все-таки стоят охранники, и то мы понимаем, что не везде, [не] на всех входах и так далее. Надо не просто, чтобы охранник стоял, нужно научить его работать с этими проверками, QR-кодами. А теперь давайте брать маленькие магазины, [где] есть продавец. У них физически нет людей, которые могли бы стоять на входе, проверять QR-коды", - сказала она. По мнению Дыбовой, для работы по QR-кодам бизнесу необходимо предоставить целевую субсидию на покупку оборудования, "а дальше уже анализировать ситуацию". Ранее российские компании сообщили о разработке решений для проверки QR-кодов. Так, Addreality создала устройства с соответствующим функционалом, сказал генеральный директор компании Сергей Галеев. "Когда человек подходит к устройству, то камера обезличенно распознает его и проверяет наличие медицинской маски. Если маски нет, то устройство просит ее надеть, когда маска надета, алгоритм просит предъявить QR-код. Далее происходит проверка действительности QR-кода, для этого используется то же API (программный интерфейс приложения - прим. ТАСС), что и у приложения "Госуслуги. Стопкоронавирус", - уточнил он.  Программное приложение компании можно установить на любые гаджеты, работающие на Windows и Android, а также на устройства производства Addreality. Решение для проверки масок и QR-кодов подходит для внедрения в стороннее оборудование (киоски, инфостойки, интерактивные стенды), пояснил Галеев. Робот компании Promobot распознает QR-код с помощью камеры, общается на госуслуги, выводит на экран данные о достоверности и наличии кода в базе портала, пояснил основатель и директор по развитию компании Олег Кивокурцев. По его словам, в устройстве есть сканер паспорта для сверки данных QR-кода и документа. Кивокурцев отметил, что техника "работает достаточно стабильно и проходит все этапы тестирования". "Мы разработали решение, но не осуществляем активно продвижение на рынок ввиду того, что сфокусированы на других областях и индустриях, а именно на роботах для образования, на роботах-промоутерах и консультантах. Ввиду отсутствия активной работы в этом направлении мы не имеем на сегодняшний день крупных заказов и каких-то серьезных контрактов. Также ранее мы планировали осуществить поставку, но ввиду того, что у представителей наших покупателей из-за локдауна существенно ограничились бюджеты, сделки не состоялись", - сказал Кивокурцев. Как пояснил Галеев, устройства компании прошли период тестирования и готовы к серийному запуску на рынке. По его словам, в Addreality поступают заявки от разнообразных клиентов: от театров до производственных предприятий. "Решением интересуется не только крупный бизнес, но и малый. Цена готового оборудования для малого бизнеса высока, мы предлагаем им бесплатный софт, который можно установить в любое устройство с камерой. На сегодняшний день количество заказов превышает 1,2 тыс. устройств", - отметил Галеев.
22.11.2021

СенатИнформ. Семейному бизнесу нужно законодательное определение

74% малого и среднего бизнеса в России — это семейные предприятия, в которых работают супруги и родственники. Но эти организации не могут нормально функционировать с точки зрения, например, налогового законодательства и многих других аспектов, потому что такого понятия как «семейный бизнес» в нашей стране нет. Об этом 22 ноября заявила в Совете Федерации вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елена Дыбова. Она приняла участие в совещании, посвященном развитию семейного предпринимательства и перспектив законодательного закрепления понятий «семейная компания» и «семейный бизнес». В России 52% семейных бизнесов имеют оборот до 500 млн рублей. Такие компании работают в потребительском секторе, в транспортной сфере, в розничной торговле. Практически, какую сферу ни взять — это семейные компании. Именно они драйвер экономики, они дают новые рабочие места, в том числе, и людям старшего поколения. А мы до сих пор не дали четкого определения этому виду бизнеса Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ По словам эксперта, 65-80% компаний в Европе — это именно семейные предприятия, а в США порядка 60% населения трудятся в таком бизнесе. В Чехии и Италии в законодательстве есть определение семейной компании, им дают беспроцентные кредиты, льготные гарантии. Дыбова уверена, что необходимо внести поправки в 209 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и прописать в нем понятие «семейный бизнес». Тем более, что в некоторых регионах уже идет политика по улучшению условий работы такого рода предприятий. Например, в Нижегородской области начал работать собственный закон о семейном бизнесе, а в Башкортостане дают субсидии на развитие подобных компаний. «Теперь нам нужны программы поддержки в масштабах страны», — подчеркнула вице-президент ТПП. С ней согласилась глава правления НКО «Союз Женских Сил» Инга Легасова. Она считает, что в России необходимо создать государственное агентство по семейному предпринимательству, вести реестр семейных предприятий, а также подумать о введении сертификата семейного предприятия и прописать для него налоговые льготы, право работать по патенту. Напомним, ранее «СенатИнформ» сообщал, что парламентарии и представители ТПП разрабатывают законопроект о семейном бизнесе, для которого хотят ввести налогообложение по аналогии с патентной системой, а также освободить семейные предприятия от необходимости заключения трудовых договоров и других документов по Трудовому кодексу между родственниками.  Наше издание также сообщало, что в СФ поддержали идею создания Центров поддержки семейного бизнеса во всех регионах России.