15.11.2021

Известия. Игры под током: электросети в СНТ и ДНТ может ждать реконструкция

Дачникам стало проще проводить электричество на свои участки. Новые правила запрещают правлению СНТ или ДНТ препятствовать выполнению работ по подключению к электросетям земельных участков. Как энергосбытовая отрасль будет определять собственника прежних «частных» сетей и кому могут отказать в подключении, выясняли «Известия».   Свободное подключение   Дачники и садоводы обрели право договариваться с энергосбытовыми организациями самостоятельно, не уведомляя об этом правление садового некоммерческого товарищества (СНТ) или дачного некоммерческого товарищества (ДНТ), говорится в правительственном постановлении № 1711. Отныне для заключения договора владелец участка самостоятельно направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены ближе всего к его земле. — Теперь тянуть ветку до дачного участка будет сетевая компания — за обоснованную фиксированную плату и в течение всего 30 дней, — сказал на правительственном совещании премьер-министр Михаил Мишустин. — Для этого нужно будет лишь подать заявку в организацию, которая обслуживает этот район. Люди получат более понятные и прозрачные правила. Не будут зависеть от настроения и личных отношений с правлением СНТ. Новые правила вступили в силу в конце октября. Заявка может быть подана любым способом: с использованием официального сайта локальной сетевой организации или обычной почтой, разъяснил начальник пресс-сектора электрических сетей Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АО «ЛОЭСК») Дмитрий Тварнов. При этом никаких дополнительных документов от СНТ или ДНТ заявителю предоставлять больше не требуется.   Ранее правом обращения в сетевую организацию обладали исключительно СНТ и ДНТ, что существенно тормозило процесс подключения.  Как объяснили «Известиям» в Минэнерго, договор об осуществлении технологического присоединения имеет публичный характер и обязателен к заключению любой сетевой организацией. Взаимодействие с потребителями осуществляется через центры обслуживания клиентов компании, а также дистанционно через портал-тп.рф, дополнили в компании «Россети ФСК ЕЭС». Но если сети СНТ/ДНТ находятся в ветхом состоянии, для повышения надежности электроснабжения потребителей принимается решение о строительстве новой распределительной сети. Это займет от 30 рабочих дней до четырех месяцев, отметил Дмитрий Тварнов.   В каких случаях в подключении могут отказать   Новые изменения, безусловно, существенно нивелировали зависимость садоводов от настроения или занятости руководителей товариществ, пояснила адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Ольга Туренко. — По новым правилам чинить препятствия садоводам, если те действуют в обход товариществ и выходят напрямую на сетевые организации, запрещено, — говорит Ольга Туренко. — Также запрещено препятствовать сетевым организациям в проведении технического подключения. Кроме того, участники СНТ и ДНТ не должны платить за расширение сетей и поддерживать оборудование в работоспособном состоянии. За это отвечают организации, поставляющие электроэнергию. Отказ допустим в двух случаях, объясняют в АО «ЛОЭСК». Первый — когда отсутствует полный пакет документов, прикладываемый к заявке на технологическое присоединение. Вторая причина — значимая удаленность от сетей. Для заключения договора подается заявка в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка. Если на расстоянии менее 300 м от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе обратиться в любую из них. Чтобы определить балансодержателя электрических сетей а также расстояние до участка до подачи заявки, необходимо обратиться в локальный Центр присоединения к электрическим сетям. — Отказать, к примеру, могут в технологическом присоединении садовода-индивидуала, не вступившего в товарищество, через точку подключения в существующих сетях товарищества, — предполагает Ольга Туренко. — Будет ли это считаться препятствием со стороны СНТ, покажет судебная практика. В случае отказа собственник земельного участка будет вынужден обратиться в суд с требованием обязать СНТ организовать проведение работ по установке линии электропередач, подключении электроэнергии, полагает юрист. Специалисты Минэнерго в таких случаях советуют жаловаться в УФАС.   Трудности произвольного присоединения   Как рассказали в «Сибирско-Уральской энергетической компании» (СУЭНКО), в течение длительного времени правления СНТ/ДНТ не контролировали самостоятельное увеличение максимальной мощности членами товариществ без необходимой на то реконструкции электрических сетей. Это привело к низкому качеству и надежности электроснабжения на таких территориях. Сегодня, учитывая ширину проездов и плотность застройки, во многих случаях строительство параллельных сетей просто невозможно, исходя из норм действующего законодательства. Единственный возможный вариант — реконструкция существующих сетей. Энергетики считают, что сетевая организация может осуществить это только после передачи сетей на ее баланс. Это мнение в беседе с «Известиями» подтвердил и председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков. — Новые правила вводят такой порядок, при котором энергосбытовая организация по заявке того или иного собственника должна провести до дома электроэнергию. Но возникнет проблема собственности, — рассуждает Андрей Широков. — По каким сетям будет проведена электроэнергия? Кому эти сети принадлежат? Легко, когда энергосбыт договорится с сетевыми компаниями. А если эти сети находятся в общедолевой собственности СНТ? Или они вообще записаны на председателя правления? Поэтому теперь все проблемы лягут на плечи ресурсоснабжающих организаций. Вместе с тем Андрей Широков отметил, что сегодня в СНТ и ДНТ очень много бесхозяйных сетей, не зарегистрированных в Росреестре. — Возникает потенциальный сценарий большого передела бесхозяйной собственности, — допускает Широков. — Непонятно, на каких основаниях она принадлежит СНТ, если не имеет госрегистрации. В этом смысле весьма позитивное новое постановление пока не до конца урегулировало существующие отношения. Дело в том, что может сложиться так, что Энергосбыту теперь придется постоянно обращаться в суды для урегулирования вопросов принадлежности прежней сетевой инфраструктуры. В любом случае, как указали в Минэнерго, в случае подачи заявки в сетевую компанию вопрос урегулирования отношений с СНТ или ДНТ будет находится только в зоне ответственности сетевой компании, а не гражданина. Ну а практика ближайшего времени выявит все плюсы и минусы нового порядка подключения.   Дмитрий Алексеев
15.10.2021

lenta.ru. Глава комитета ТПП Широков допустил лишение россиян права на выбор управляющих компаний

Россиян могут лишить права выбирать компанию, управляющую многоквартирным домом (УК), рассказали в Торгово-промышленной палате (ТПП) пишут «Известия». Специалисты допустили, что полномочия по назначению УК могут перейти к региональным операторам по управлению жильем — они будут отбирать компании на основе открытых конкурсных процедур. В Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ России до 2030 года, разработанной Минстроем, есть пункт о создании органа, который займется возмещением ущерба от нарушений, приводящих к авариям в домах. Как объяснил председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков, вероятно, плату будут взимать с граждан и скидывать в «общий котел». Это не исключает появление еще одного пункта платы за ЖКХ. Эксперт отметил, что сумма, скорее всего, будет добавлена к плате за содержание домов, средства будут отчисляться региональным операторам. Они, в свою очередь, смогут определять, что относится к нарушениям, которые покрываются из этого фонда, а что нет. Ранее правительство России утвердило новый порядок установления тарифов ЖКХ. Теперь россияне смогут на несколько лет вперед знать план начислений за жилищно-коммунальные услуги.   Алия Шарафутдинова
14.10.2021

Известия. Управляй и властвуй: граждан могут лишить права выбирать УК

Граждане могут лишиться права выбирать компанию, управляющую многоквартирным домом (УК). Это полномочие могут передать регоператорам по управлению жильем, рассказали «Известиям» в Торговопромышленной палате РФ (ТПП). Создание такого органа, который в том числе будет возмещать ущерб от нарушений, приводящих к авариям в домах, прописано в проекте Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ РФ до 2030 года. Деньги для покрытия ущерба, вероятно, станут собирать с граждан, предположили эксперты.Назад в прошлоеВ России планируется создание регоператоров по управлению жильем —они будут отбирать УК на основе открытых конкурсных процедур. Такое положение отражено в проекте Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, которую разработал Минстрой. Сейчас УК выбирают граждане — собственники жилья. Но из-за новой нормы они фактически могут лишиться права определять управляющие организации, сказано в отзыве комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ на проект стратегии, который будет направлен в Минстрой (есть у «Известий»).Впрочем, стратегия предполагает, что регоператоры будут гарантировать возмещение ущерба от нарушений, приводящих к авариям в домах. Но средства для этого, видимо, будут собирать с граждан — предлагается фактически создание «общего котла» на покрытие ущерба, сказано в отзыве ТПП.— Вероятно, определенная сумма будет добавлена к плате за содержание домов, средства будут отчисляться регоператорам, сказал «Известиям» председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. Операторы будут накапливать средства на счетах и определять, что относится к нарушениям, которые покрываются из этого фонда, а что нет, также предположил эксперт. Логичнее ввести обязательное страхование общедомового имущества, уверен он.— Действительно, очевидно, имеется в виду, что предоставление гарантий возмещения ущерба будет осуществляться на платной основе, согласна руководитель комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое Надежда Косарева. В ином случае для этого могли бы использоваться бюджетные средства, но об этом нет ни слова в проекте стратегии, пояснила она.— Сегодня государство всё больше пытается вмешаться в управление не своей собственностью — жилищным фондом. Но власть уже сегодня несет ответственность за УК — речь идет об институте лицензирования компаний, —сказал Андрей Широков.Наличие регионального оператора означает сворачивание рынка и возврат к государственному управлению частным жилищным фондом, сказано в отзыве на стратегию, который подготовила комиссия в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое (есть у «Известий»). Кроме того, неясно, о каком государственно-частном партнерстве может идти речь, если жилищный фонд на 92% сегодня частный, отмечено в документе.— Данное предложение абсолютно не соответствует нормам Жилищного кодекса РФ, который установил, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является высшим органом управления им, — сказал «Известиям» член комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев.—Сегодня более 70% домов в Москве управляет ГБУ «Жилищник», отметила зампредседателя комитета ГД по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. И качество управления жилищным фондом в столице выше, чем в среднем по регионам, подчеркнула она.— Сейчас активно обсуждается, какая модель управления домами предпочтительней и что это — свободный рынок или госуслуга. Можно было бы дать гражданам право выбора — отдать управление дома регоператору или заниматься им самостоятельно, — полагает парламентарий.В Минстрое «Известиям» сообщили, что проект стратегии опубликован для широкого обсуждения, поэтому говорить о разработанных инициативах преждевременно.Должен самПри пассивности собственников ЖК РФ предусматривает в качестве временной меры проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, сказал Дмитрий Гордеев. Число многоквартирных домов, которыми управляют компании, отобранные властью, снизилось с 139,3 тыс. в 2009 году до 61,7 тыс. в 2019-м, отметил эксперт. Сегодня доля таких объектов составляет около 3% от числа всех многоквартирных домов, рассказал он.Но, как писали «Известия», сегодня около 90% решений или протоколов собраний собственников жилья по поводу выбора и смены УК могут быть фальсифицированы.— Собственник должен сам управлять своей собственностью. Государство же сегодня не может справиться и с имеющейся: со школами, детсадами, поликлиниками. Имеются в виду долги за коммунальные ресурсы, текущее содержание и капремонт, — поделился мнением Андрей Широков.Из существующей сегодня задолженности за ЖКУ в 1,33 млрд рублей больше половины относится к бюджетным организациям, указал он. Долги населения составляют только примерно 300–400 млн рублей, добавил Андрей Широков.— Создание регоператоров — движение не в правильном направлении, повышающее коррупционную составляющую рынка и лишающее граждан права на самостоятельный выбор. Необходимо, наоборот, двигаться в сторону коммерческого и свободного рынка управления ЖКХ, вернуть понятие прибыли и инвестиционной привлекательности отрасли, — отметил генеральный директор ПАО «ГИТ» Сергей Минко.По мнению эксперта тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павла Склянчука, реализация этого предложения потребует, по сути, пересмотра всего ЖК РФ. Но при этом такое решение может благотворно сказаться на сфере ЖКХ, если будет реализовано, как в Москве, добавил эксперт.— Роль собственников в последние годы становится всё более формальной и сводится к тому, чтобы направлять жалобы и платить вовремя, — всё остальное взяло на себя государство. Но наиболее оптимальным вариантом будет использование регоператоров для обслуживания социального жилья и ветхих домов, — считает он.— В подготовленной Минстроем стратегии отражено создание новой централизованной модели управления домами, полагает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Сусана Киракосян. Но, по ее мнению, введение нового оператора требует четкого определения его статуса и полномочий, а также обоснования необходимости такого субъекта, уверена она. Мария Перевощикова
22.09.2021

NEWS.ru. Перестройка для стройки: устроит ли Хуснуллин революцию в ЖКХ

Вице-премьер Марат Хуснуллин объявил о необходимости перестройки системы жилищно-коммунального хозяйства. В первом квартале 2022 года власти планируют утвердить стратегию развития ЖКХ, приоритетными проблемами замглавы правительства назвал ветхое жильё, разрушенную инфраструктуру и низкую собираемость платежей от населения. NEWS.ru выяснил, что ждёт одну из самых социально взрывоопасных отраслей российской экономики и как изменить к лучшему ситуацию с рушащимися коммуникациями и низким качеством услуг. От коммуналки до социалки Как заявил вице-премьер, без перестройки ЖКХ невозможно достигнуть показателей национального проекта «Жильё и городская среда», предусматривающих строительство 1 млрд квадратных метров и повышение качества городской среды. По словам Марата Хуснуллина, строя жильё, необходимо «паровозом» вытянуть ещё целый ряд сфер. Он также упомянул о применении новых подходов к расселению аварийного жилья.   Из года в год площадь аварийного жилья в стране растёт. При этом обязательно нужно решить, что мы будем делать с ветхим жильём. Надо понять, какое жильё нужно капитально ремонтировать, какое — реконструировать, а какое — сносить, — сказал вице-премьер. Другая задача связана с подключением возводимого жилья к старым водопроводам и теплосетям, которые изношены на 60%. Хуснуллин констатировал, что невозможно «вешать» новые здания на «дырявые сети». По его словам, программа модернизации инженерной инфраструктуры «пока не подтверждена кардинально деньгами», потребность в которых оценивается по стране более чем в 1 трлн рублей, а власти дают 5–10 млрд рублей, уточнил зампред правительства.      Также Марат Хуснуллин признал, что оплату услуг ЖКХ коммунальные организации получают во многих регионах не на 100%, в итоге не исполняются их инвестиционные программы. То есть, по его словам, «в тариф деньги на ремонт поставщики ресурсов закладывают, а из-за того, что деньги собрать не могут, объекты вовремя не ремонтируют». Вице-премьер добавил, что до конца этого года кабмин намерен определиться с предлагаемыми мерами, источниками финансирования и пройти согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами. А не позже первого квартала 2022 года власти должны утвердить стратегию развития ЖКХ.   Как заявил NEWS.ru председатель комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты России Андрей Широков, как только документ будет готов, он, скорее всего, будет представлен на суд экспертного сообщества. При этом Широков уверен, что «20 лет ЖКХ в стране не существует, там разные собственники и разные интересы», следовательно, «надо готовить новые концепции развития коммунальной инфраструктуры и развития жилищной сферы, потому что коммунальная и жилищная сферы — это самостоятельные разделы экономики». Эксперт напомнил, что ранее Министерство строительства и ЖКХ готовило стратегию развития жилищной, коммунальной и строительной сфер экономики до 2024 года, но этот документ так и не увидел свет, его раскритиковали как специалисты по строительству, так и их коллеги из сферы ЖКХ. Видимо, Марат Хуснуллин решил к этой теме прикоснуться опять, потому что сегодня существует глобальнейшая проблема для развития жилищного строительства — это состояние коммунальной инфраструктуры и её глобальный износ на уровне 70%. Это «бухгалтерский износ», процент реального износа системы мы толком не знаем. Поэтому вице-премьер, видимо, хочет за эту сферу взяться. Андрей Широков председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Он считает, что Хуснуллину надо «вытащить» из квадратного метра жилья стоимость «коммуналки и социалки», которую оплачивают люди, когда берут ипотеку или покупают квартиру «в лоб». Это необходимо сделать, чтобы снизить стоимость жилья.   Также Широков считает, что более 40% квартир в стране должно вводиться как арендное жильё, а не только для продажи. По его словам, надо развивать институт субсидированной аренды, когда человек снимает жильё, а часть арендной ставки ему доплачивает государство через муниципалитеты. При этом, как полагает эксперт, развивая арендное жильё, государство должно создавать некие преференции строительному бизнесу для снижения стоимости аренды. Надо переформатировать всё понимание и всё законодательство, связанное с этой темой. Необходимо пропагандировать то, что жить в арендной квартире не стыдно, а совершенно нормально. Причём люди должны снимать, платить за аренду какую-то часть сами, если имеют возможность, а остальное должно доплачивать государство, — подчеркнул Широков.    Также он считает, что объёмы возводимого жилья — не единственное, о чём нужно заботиться. Сегодня во многих регионах, где идёт активное строительство, нет в достаточном количестве рабочих мест с достойной зарплатой. У нас 60% населения не может позволить ипотечную модель, находясь за чертой возможности включаться в какие-то кредитные обороты, связанные с улучшением жилищных условий. Также надо не забывать, что у нас сегодня более 1 млн семей стоят в очереди на получение социального жилья, а государство десятилетиями не выполняет свои обещания и функциональные обязанности, — добавил Андрей Широков. Особое внимание он обратил на ситуацию с аварийным жильём, объёмы которого, по оценкам собеседника NEWS.ru, ежегодно увеличиваются на 0,7% от общей доли жилья в стране. Широков отметил, что в России 4,5 млрд квадратных метров жилья, таким образом, прирост аварийности каждый год составляет примерно 31,5 млн квадратных метров. Всего, по оценкам эксперта, в стране «где-то 100 млн квадратных метров» аварийной жилплощади, но, как подчёркивает Широков, «эти цифры не фигурируют ни в одних официальных документах, потому что расселение такого объёма — это недостижимая задача для муниципального и регионального уровней власти».   Также эксперт ТПП отметил, что жители домов, признанных аварийными, не владеют землёй под ними. Если государство позволит передавать такие объекты в собственность жильцам вместе с участками, жильцы «смогут сами через некие модели участвовать в своём расселении, потому что земля будет инвестицией в новое строительство, но не от имени государства, а собственника». В этом случае участок, как обращает внимание Андрей Широков, будет не продан с молотка какому-то застройщику, а вложен в новое строительство.   Люди восстанут   В свою очередь архитектурный критик и партнёр КБ «Стрелка», занимающегося городскими проектами, Григорий Ревзин также признал, что в России огромное количество ветхого и аварийного жилья. По его словам, ежегодно около 10 млн квадратных метров жилья признаются ветхими, но власти делают это «очень неохотно». Ещё по старой мысли [первого вице-премьера Андрея] Белоусова, когда Хуснуллина ещё не назначили вице-премьером, реально можно было признавать порядка 50 млн квадратных метров жилья ветхими. И тогда понятно, что 120 млн квадратных метров, которые строятся и которые были заявлены, — это, собственно, московская норма по реновации. То есть сносим единицу ветхого и строим две единицы нового, чтобы окупить. Для строителей ветхое жильё — это главное обоснование возведения нового, потому что покупательная способность населения падает <...>. По результатам пандемии наблюдалось сокращение предложения, возникла проблема с нехваткой строителей-мигрантов, отрасль не справлялась. В какие-то моменты до этого дома стояли пустые, люди не в состоянии их купить, потому что денег нет. Но если есть проблема ветхого жилья (а по закону государство обязано предоставлять ему замену), то отрасль будет продолжать строить. Возникают издержки: жильё построено, но не продано. Но в конце концов, конечно, оно продаётся. По опыту Новой Москвы, это может занять пять лет, а за это время цена удваивается. Григорий Ревзин архитектурный критик, партнёр КБ «Стрелка»   Говоря о ценообразовании в системе ЖКХ и недостаточном сборе платежей, эксперт отметил, что жилищно-коммунальные услуги в России «очень сильно дотируются, причём в некоторых случаях на 50%». Но даже в таких случаях денег на оплату коммунальных услуг нет, потому что зарплаты, особенно в провинции, очень низкие и эта статья расходов составляет до половины официального дохода жителей, к тому же ЖКУ постоянно дорожают вместе с ценами на энергоносители. По мнению эксперта, хотя в России много издержек берёт на себя государство, «что-то придумать очень хочется» и есть опасность, что оно откажется от дотаций и исполнения социальных завоеваний в области тарифного регулирования. В странах Европы, таких как Англия или Италия, из-за цены российского газа потребители экономят тепло и топят, например, одну комнату, в итоге средняя температура в жилье находится на уровне 12–14 градусов. У нас так не принято, тем более в России много ветхого жилья, которое очень плохо держит тепло: в пятиэтажном фонде 50% его уходит во вселенную. Как быть с ценообразованием — непонятно, и это основная проблема реформы ЖКХ. Если россиян обяжут платить в полном объёме, то это будет примерно 30 тысяч рублей в месяц. А если скажут «живите в холоде, как в Италии или Англии», то люди восстанут, — отмечает Ревзин. Также он подчеркнул, что в силу износа «ужасно устаревших» коммунальных сетей в России их КПД находится в пределах 20%. И если компания, оказывающая услуги ЖКХ населению, меняет старую систему отопления и горячей воды на новую, расходы энергии падают «где-то на 80%», а производительность, соответственно, увеличивается. В этой связи, по его словам, существует проблема взаимоотношений между государством и частными компаниями, которые оказывают населению жилищно-коммунальные услуги.     Проблема в том, гарантирует ли [поставщику] государство, что в течение следующих нескольких лет тарифы не изменятся. В принципе, если выше КПД и меньше расхода топлива, то тариф должен стоить дешевле, но если будут гарантии, что доходы не изменятся, всё окупится очень быстро, а дальше вся система будет работать в плюс. Но через год предпринимателю могут сказать: «Ты тратишь в пять раз меньше энергии, чем раньше, а тариф берёшь старый». И пойди докажи, что были вложения в модернизацию котельной, — пояснил Ревзин. Он добавил, что модернизация систем с помощью частного капитала «требует довольно высокого доверия» в отношениях с властями. Поэтому эксперт не исключил, что в России этим будет самостоятельно заниматься государство, как «двигатель технического прогресса».   Антон Касс, Артём Афонский, Марина Ягодкина
22.09.2021

News.ru. Перестройка для стройки: устроит ли Хуснуллин революцию в ЖКХ

Вице-премьер Марат Хуснуллин объявил о необходимости перестройки системы жилищно-коммунального хозяйства. В первом квартале 2022 года власти планируют утвердить стратегию развития ЖКХ, приоритетными проблемами замглавы правительства назвал ветхое жильё, разрушенную инфраструктуру и низкую собираемость платежей от населения. NEWS.ru выяснил, что ждёт одну из самых социально взрывоопасных отраслей российской экономики и как изменить к лучшему ситуацию с рушащимися коммуникациями и низким качеством услуг. От коммуналки до социалки Как заявил вице-премьер, без перестройки ЖКХ невозможно достигнуть показателей национального проекта «Жильё и городская среда», предусматривающих строительство 1 млрд квадратных метров и повышение качества городской среды. По словам Марата Хуснуллина, строя жильё, необходимо «паровозом» вытянуть ещё целый ряд сфер. Он также упомянул о применении новых подходов к расселению аварийного жилья. Из года в год площадь аварийного жилья в стране растёт. При этом обязательно нужно решить, что мы будем делать с ветхим жильём. Надо понять, какое жильё нужно капитально ремонтировать, какое — реконструировать, а какое — сносить, — сказал вице-премьер. Другая задача связана с подключением возводимого жилья к старым водопроводам и теплосетям, которые изношены на 60%. Хуснуллин констатировал, что невозможно «вешать» новые здания на «дырявые сети». По его словам, программа модернизации инженерной инфраструктуры «пока не подтверждена кардинально деньгами», потребность в которых оценивается по стране более чем в 1 трлн рублей, а власти дают 5–10 млрд рублей, уточнил зампред правительства. Также Марат Хуснуллин признал, что оплату услуг ЖКХ коммунальные организации получают во многих регионах не на 100%, в итоге не исполняются их инвестиционные программы. То есть, по его словам, «в тариф деньги на ремонт поставщики ресурсов закладывают, а из-за того, что деньги собрать не могут, объекты вовремя не ремонтируют». Вице-премьер добавил, что до конца этого года кабмин намерен определиться с предлагаемыми мерами, источниками финансирования и пройти согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами. А не позже первого квартала 2022 года власти должны утвердить стратегию развития ЖКХ. Как заявил председатель комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты России Андрей Широков, как только документ будет готов, он, скорее всего, будет представлен на суд экспертного сообщества. При этом Широков уверен, что «20 лет ЖКХ в стране не существует, там разные собственники и разные интересы», следовательно, «надо готовить новые концепции развития коммунальной инфраструктуры и развития жилищной сферы, потому что коммунальная и жилищная сферы — это самостоятельные разделы экономики». Эксперт напомнил, что ранее Министерство строительства и ЖКХ готовило стратегию развития жилищной, коммунальной и строительной сфер экономики до 2024 года, но этот документ так и не увидел свет, его раскритиковали как специалисты по строительству, так и их коллеги из сферы ЖКХ. Видимо, Марат Хуснуллин решил к этой теме прикоснуться опять, потому что сегодня существует глобальнейшая проблема для развития жилищного строительства — это состояние коммунальной инфраструктуры и её глобальный износ на уровне 70%. Это «бухгалтерский износ», процент реального износа системы мы толком не знаем. Поэтому вице-премьер, видимо, хочет за эту сферу взяться. Андрей Широков считает, что Хуснуллину надо «вытащить» из квадратного метра жилья стоимость «коммуналки и социалки», которую оплачивают люди, когда берут ипотеку или покупают квартиру «в лоб». Это необходимо сделать, чтобы снизить стоимость жилья. Также Широков считает, что более 40% квартир в стране должно вводиться как арендное жильё, а не только для продажи. По его словам, надо развивать институт субсидированной аренды, когда человек снимает жильё, а часть арендной ставки ему доплачивает государство через муниципалитеты. При этом, как полагает эксперт, развивая арендное жильё, государство должно создавать некие преференции строительному бизнесу для снижения стоимости аренды. Надо переформатировать всё понимание и всё законодательство, связанное с этой темой. Необходимо пропагандировать то, что жить в арендной квартире не стыдно, а совершенно нормально. Причём люди должны снимать, платить за аренду какую-то часть сами, если имеют возможность, а остальное должно доплачивать государство, — подчеркнул Широков. Также он считает, что объёмы возводимого жилья — не единственное, о чём нужно заботиться. Сегодня во многих регионах, где идёт активное строительство, нет в достаточном количестве рабочих мест с достойной зарплатой. У нас 60% населения не может позволить ипотечную модель, находясь за чертой возможности включаться в какие-то кредитные обороты, связанные с улучшением жилищных условий. Также надо не забывать, что у нас сегодня более 1 млн семей стоят в очереди на получение социального жилья, а государство десятилетиями не выполняет свои обещания и функциональные обязанности, — добавил Андрей Широков. Особое внимание он обратил на ситуацию с аварийным жильём, объёмы которого, по оценкам собеседника NEWS.ru, ежегодно увеличиваются на 0,7% от общей доли жилья в стране. Широков отметил, что в России 4,5 млрд квадратных метров жилья, таким образом, прирост аварийности каждый год составляет примерно 31,5 млн квадратных метров. Всего, по оценкам эксперта, в стране «где-то 100 млн квадратных метров» аварийной жилплощади, но, как подчёркивает Широков, «эти цифры не фигурируют ни в одних официальных документах, потому что расселение такого объёма — это недостижимая задача для муниципального и регионального уровней власти». Также эксперт ТПП отметил, что жители домов, признанных аварийными, не владеют землёй под ними. Если государство позволит передавать такие объекты в собственность жильцам вместе с участками, жильцы «смогут сами через некие модели участвовать в своём расселении, потому что земля будет инвестицией в новое строительство, но не от имени государства, а собственника». В этом случае участок, как обращает внимание Андрей Широков, будет не продан с молотка какому-то застройщику, а вложен в новое строительство.