В ТПП РФ состоялся XI Всероссийский налоговый форум «Налоговая политика: итоги года и перспективы»
В ТПП РФ состоялся XI Всероссийский налоговый форум «Налоговая политика: итоги года и перспективы».

Оценку деловым сообществом налогового «климата» в стране, итогов года, перспектив дал в своем выступлении на пленарном заседании Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он остановился на некоторых принципиальных моментах.

Оценка ТПП РФ и бизнесом уровня налоговой нагрузки
Всемирный банк опубликовал рейтинг комфортности ведения бизнеса Doing Business 2016. За год страна поднялась на 11 ступеней и заняла 51 позицию из 189.

Согласно рейтингу, Россия смогла уменьшить налоговую нагрузку на бизнес (47-е место). По данным Минфина РФ, существующий уровень налоговой нагрузки на бизнес составляет порядка 34,4 процента. Но Палата считает, что уровень налоговой нагрузки в России выше. Помимо налогов и сборов бизнесу необходимо уплачивать т.н. обязательные неналоговые платежи. Вне рамок Налогового кодекса РФ возникла, по сути, параллельная налоговая система из нескольких десятков платежей, аналогичных налогам и сборам. Их общий объем может скоро составить до 1 процента валового внутреннего продукта, а количество уже перевалило за 50. Ярким тому примером является введенный с 15 ноября 2015 года сбор за проезд 12-тонников по федеральным автодорогам, который вызвал широкий резонанс.

Сложившаяся, по сути, параллельная налоговая система нуждается в ревизии, подчеркнул Сергей Катырин. К сегодняшнему форуму, сообщил он, была подготовлена силами ТПП РФ и ведущих экспертов брошюра, в которой власти предлагается ряд решений и подходов по данному вопросу. 

Налоговое стимулирование инвестиций. Госдума ФС РФ приняла в первом чтении правительственный законопроект № 801288-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации». Для новых предприятий промышленности будет снижена налоговая нагрузка по налогу на прибыль, что, конечно, будет способствовать их развитию, причем снижение нагрузки будет действовать на всей территории России, а не в отдельных регионах (как для региональных инвестпроектов). 

ТПП РФ полагает, что проект нуждается в ряде уточнений. Так, предложенный законопроектом механизм может привести к созданию новых промышленных производств только на период действия конкретного проекта, после чего они будут закрываться. Палата предлагает распространить возможность применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль на все юридические лица, реализующие инвестиционные проекты во всех видах экономической деятельности, подпадающих под действие ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Налоговое администрирование. Институт предварительного налогового разъяснения, предусмотренный законодательно, может быть весьма полезен для бизнеса. Суть процедуры в том, что налогоплательщик до заключения контракта или соглашения с контрагентом вправе обратиться в налоговый орган с запросом о согласовании порядка налогообложения конкретных сделок. Таким образом, налогоплательщик был бы защищен от оспаривания налоговых последствий сделки. 

Налогообложение малого и среднего бизнеса. Сергей Катырин сообщил о законодательных мерах, которые в 2015 году ТПП РФ были поддержаны и приняты.

Он особо отметил, что совместными усилиями Палаты, бизнес-объединений удалось оставить размер коэффициента дефлятора, используемого для расчета налога по ЕНВД на уровне 2015 года. Но до сих пор не решена проблема встраивания субъектов малого предпринимательства в производственные цепочки крупного бизнеса. Одна из причин в том, что предприниматели, находящиеся на специальных налоговых режимах, не признаются плательщиками НДС, и крупному бизнесу невыгодно привлекать их в цепочку поставок. Целесообразно, считает Сергей Катырин, рассмотреть возможность предоставления предпринимателям, использующим упрощенную систему налогообложения или уплачивающим единый сельхозналог, в добровольном порядке становиться плательщиками НДС с целью встраивания в цепочку хозяйственных отношений.

Налоговым кодексом РФ установлено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Указанное правило распространяется исключительно на организации, индивидуальные предприниматели исключены из него. Палата предлагает распространить действие соответствующей статьи НК РФ и на индивидуальных предпринимателей.

Глава ТПП РФ сообщил еще о ряде мер, которые предлагает ТПП России и объединяемый ею бизнес по совершенствованию налоговой политики на среднесрочную перспективу. Налоговая система должна содействовать созданию хорошего инвестиционного климата, повышению предпринимательской активности, повышению ее конкурентоспособности, подчеркнул он.

Перед собравшимися выступил глава ФНС России Михаил Мишустин, традиционно принимающий участие в проходящих ежегодно в ТПП РФ Всероссийских налоговых форумах.

В последние годы ФНС России сделала акцент на аналитику и технологии, отметил он. Это позволило выстроить эффективный механизм налогового администрирования, позволяющий добиваться высоких результатов по сбору доходов, обеспечивая почти 60 процентов бюджета страны. Ведется постоянная работа по созданию доверительной среды для налоговых органов и бизнеса, снижения административных барьеров и повышения налоговой грамотности бизнеса. ФНС России построила работу исключительно на экономическом анализе налогоплательщиков и риск-ориентированном подходе.

Снизить давление на бизнес и вывести из зоны контроля добросовестных предпринимателей позволила и внедренная в этом году автоматизированная система АСК НДС-2 с использованием технологии Big Data. Система позволяет автоматически выявлять и пресекать случаи уклонения от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога, способствуя тем самым созданию равных условий для всех игроков рынка. 

Минимизировать риски бизнеса позволил и институт налогового мониторинга, который был введен ФНС России в 2015 году. В рамках поддержки предпринимательской деятельности, повышения инвестиционной привлекательности и создания комфортных условий для развития бизнеса в России в 2015 году, сообщил Михаил Мишустин, приняты законы, направленные на упрощение процедур регистрации бизнеса. Одновременно реализуются меры, направленные на предотвращение злоупотреблений процедурами государственной регистрации, подчеркнул глава ведомства.

Участники форума обсудили основные направления налоговой политики до 2018 года, пришли к выводу о необходимости: систематизировать и упорядочить парафискальные платежи, проанализировали ситуацию с введением электронного документооборота, обсудили ряд других проблем (контролируемые иностранные компании: сработала ли амнистия и сколько заплатит бизнес; дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования»: все ли выполнено; заработают ли новые инвестиционные льготы; борьба с налоговыми злоупотреблениями и т.д.).

Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь