X Юбилейный всероссийский налоговый форум завершил свою работу в ТПП РФ пленарным заседанием

В ТПП РФ 26-28 ноября проходил X Всероссийский налоговый форум. На Форуме был представлен ежегодный доклад ТПП России «Налоговый маневр 2014: взгляд бизнеса и власти».

В рамках деловой программы состоялись заседания десяти тематических «круглых столов».

В последний день работы форума прошло пленарное заседание, в ходе которого были обсуждены, в частности¸ следующие вопросы: основные направления налоговой политики до 2017 года; налоговый маневр – 2014; деофшоризация и контролируемые иностранные компании; вопросы налогового стимулирования бизнеса и привлечения инвестиций; дорожная карта АСИ «Совершенствование налогового администрирования»; электронный документооборот и взаимодействие с налоговыми органами; налоговые споры в 2014 году.

Пленарное заседание Форума вел вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров.

Перед участниками выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин.

В 2014 году Налоговый кодекс РФ был серьезнейшим образом дополнен и видоизменен, а у бизнеса появился целый набор новых обязанностей, сказал Сергей Катырин. Не будет преувеличением сказать, что налоговая система России совершила крутой маневр, причем, если отдельные налоговые решения можно было спрогнозировать загодя, то ряд поправок стал для бизнеса полной неожиданностью, а темп их принятия не позволил конструктивно и без спешки обсудить все экономические последствия.

Следует исключить практику, когда ко второму чтению налоговых проектов вносятся поправки, радикально меняющие их первоначальную концепцию. Кроме того, ключевые для бизнеса поправки должны проходить оценку регулирующего воздействия. Сейчас это делается лишь по правительственным поправкам, полагаю, что эту процедуру надо распространить в свете последних событий и на депутатские поправки.

ТПП РФ поддержала в целом принятый в ноябре Закон о так называемом «налоговом маневре». В текущем году при непосредственном участии ТПП РФ обсуждался и ряд иных проектов законов, касающихся налоговой сферы: о возбуждении следственными органами уголовных дел по налоговым преступлениям, о контролируемых иностранных компаниях, о совершенствовании налога на добавленную стоимость и др.

В своем выступлении в дополнение к уже сказанному Сергей Катырин сделал акцент еще на нескольких моментах.

Первое. Результаты анкетирования, проведенного ТПП РФ, показали, что 32 процента опрошенных организаций оценили уровень налоговой нагрузки как «высокий», 68 – как «средний». При этом 57 процентов отметили, что изменения налогового законодательства негативно повлияло в 2014 году на инвестиционный климат. По данным Всемирного банка, налоговая нагрузка в России оценивается на уровне 54 процента. У нашего ближайшего соседа, Казахстана, налоговая нагрузка значительно ниже, а тариф страховых взносов составляет 11 процентов (в РФ – 34). Пока Россия как налоговая юрисдикция борьбу проигрывает: отсюда и отток капитала, а уход российских компаний в другие налоговые юрисдикции остановить будет весьма сложно.

Второе. Одним из основных «налоговых трендов» 2014 года, по мнению Сергея Катырина, следует считать принятый Закон о контролируемых иностранных компаниях.

Но в итоговой редакции закона из-под его действия так и не были выведены российские публичные компании, а во втором чтении принят ряд изменений, которые не обсуждались с бизнесом в процессе длительных согласований текста законопроекта.

Третье. Осенью 2014 года был принят Закон о горизонтальном мониторинге. ТПП РФ первая из крупнейших объединений предпринимателей публично поддержала указанный закон еще на этапе нулевого чтения, приняв самое активное участие в панельной дискуссии ФНС России, состоявшейся в рамках Международного юридического форума в Санкт-Петербурге (июль 2014 года). Вместе с тем, нужно двигаться дальше и развивать новые формы налогового администрирования, исходя из имеющегося опыта Финляндии, США и Нидерландов. Речь идет о возможном введении в законодательство института предварительного налогового разъяснения.

Четвертое. О введении торгового сбора. Соответствующий проект ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» был принят 21 ноября Госдумой ФС РФ в третьем чтении. Сбор может вводиться на муниципальном уровне для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность. Но пока, в качестве эксперимента, будет введен только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года. По экспертным оценкам Ассоциации компаний розничной торговли торговый сбор предполагает некоторое усиление административной нагрузки.

Пятое. В 2014 году при активном участии ТПП РФ проводились мероприятия по реализации положений принятой "дорожной карты" «Совершенствование налогового администрирования». Цели «дорожной карты» – поэтапное снижение к 2018 году количества часов на подготовку и сдачу налоговой отчетности. Сергей Катырин отдельно отметил законопроект, инициированный ТПП РФ к включению в "дорожную карту" и уже одобренный Правительством РФ к внесению в Государственную Думу. Это поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие, что уплаченные суммы НДС не будут включаться в расходы при исчислении единого сельскохозяйственного налога и налога, уплаченного в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Это позволит исключить, по сути, двойное налогообложение.

Шестое. Сергей Катырин особо выделил дополнительные предложения ТПП РФ по возможным поправкам в Налоговый кодекс РФ: по стимулированию инвестиционной активности; по налогу на имущество организаций; по стимулированию инновационного сектора.

В определенном смысле уже исчерпан «лимит» для «латания» бюджетных дыр путем повышения налоговой нагрузки на бизнес, сказал в заключение Сергей Катырин. При обсуждении в феврале-марте 2015 года проекта Основных направлений налоговой политики до 2018 года нужно четко зафиксировать, что налоговое бремя для бизнеса в среднесрочной перспективе увеличиваться не будет.

О работе своего ведомства в 2014 году рассказал руководитель ФНС России Михаил Мишустин.

Высокие темпы налоговых поступлений в этом году – кумулятивный эффект, который достигнут во многом благодаря формированию конструктивной доверительной среды между налоговыми органами и бизнесом.

Служба кардинально изменила подходы к организации контрольной работы, которая теперь основывается исключительно на экономическом анализе налогоплательщиков и риск-ориентированном подходе. Вся работа максимально автоматизирована. Новая стратегия уже доказала эффективность. Количество выездных налоговых проверок снижено с 76 тысяч в 2010 году до 41 тысяч в 2013 году. Раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, а теперь 9 налогоплательщиков из 1000, а среди индивидуальных предпринимателей этот показатель ниже еще в шесть раз. Снизилось и количество налоговых споров – в 1,5 раза за четыре года.

На последнем Форуме ОЭСР по налоговому администрированию в Дублине было признано, что Россия по параметрам развития налоговой системы, методам и технологиям налогового администрирования находится на уровне лучших мировых практик, а по некоторым позициям опережает их. В рамках деофшоризации экономики принят закон, направленный на противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний («КИК») и доходов иностранной организации, который вступит в силу с 1 января 2015 года. Теперь прибыль иностранных компаний, которые подконтрольны российским физическим или юридическим лицам, будет включаться в налоговую базу этих российских лиц и облагаться налогом в России.

С 1 января 2015 года вводятся электронные декларации по НДС (с включением сведений из книг покупок и продаж). В Госдуму ФС РФ внесен на рассмотрение Закон «О налоговом консультировании». Институт налоговых консультантов поможет налогоплательщикам разобраться в хитросплетениях законодательных норм.

Разработаны, утверждены Правительством РФ и реализуются Дорожные карты «Совершенствование налогового администрирования» и «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Реализация последней позволила России подняться на 62 место в рейтинге Всемирного банка Doing Business-2015. Это продвижение сразу на 24 позиции вверх по сравнению с предыдущим рейтингом.

В настоящее время, сообщил Михаил Мишустин, ФНС России работает над созданием Личного кабинета налогоплательщика для индивидуальных предпринимателей.

ФНС России и впредь будет намерена продолжать политику выстраивания конструктивного и профессионального диалога с бизнес-сообществом, основанного на доверии к добросовестным налогоплательщикам, сказал в заключение Михаил Мишустин.

 Участники пленарного заседания обсудили также результаты работы десяти тематических «круглых столов».

Центр по связям с общественностью и СМИ, А Бондарь