В ТПП РФ обсудили роль семейного бизнеса в развитии сельского туризма

17 декабря на площадке ТПП РФ в рамках деловой программы Третьего Всероссийского форума семейного предпринимательства «Успешная семья - успешная Россия!» состоялась сессия «Семейный бизнес в индустрии гостеприимства как драйвер развития сельских территорий».

На мероприятии обсуждались вопросы, посвященные сельскому туризму как инструменту социально-экономического развития села, который способствует созданию новых рабочих мест и альтернативных источников дохода для жителей, сокращению оттока молодежи из села, а также сохранению сельского уклада жизни; развитию семейного дела в индустрии сельского гостеприимства, ориентированного на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности; мультипликативному эффекту от организации отдыха на сельских территориях для экономической стабильности региона, перспективы и особенности развития сельского туризма в РФ.

Модератором мероприятия выступил Юрий Барзыкин, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, вице-президент Российского союза туриндустрии.

Открывая работу сессии, Юрий Барзыкин отметил, что на сегодняшний день сельский туризм составляет всего 1-2% от общего объема туриндустрии в нашей стране. Потенциал регионов России не раскрыт в полном объеме, даже учитывая тот факт, что более 60 регионов страны принимает сельских туристов на своих территориях. Существенным достижением стало внесение понятия «сельский туризм» в Стратегию развития туризма в Российской Федерации до 2035 года. Кроме того, о необходимости развития сельских территорий и сельского туризма, в частности, говорил и Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании Госсовета в декабре 2019 года.

Однако на текущий момент для полноценного развития сельского туризма предстоит сделать еще многое. В первую очередь стоит отметить, что развитие сельского туризма сдерживает ряд ограничений, основными из которых являются: отсутствие системного подхода к развитию и государственной поддержке сельского туризма и недостаточность существующей законодательной базы, так как в настоящее время законодательное регулирование сельского туризма практически отсутствует, либо является фрагментарным.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, связанную с пандемией, в России растет интерес к культурно-познавательному и природо ориентированному туризму. По словам Владимира Дмитриева, вице-президента ТПП РФ, ряд регионов успешно, помимо основных видов деятельности, создают условия для развития сельских территорий. Он также отметил, что для продвижения сельского туризма необходимо создание привлекательного инвестиционного климата.

На привлекательность сельского туризма в условиях пандемии также обратила внимание и председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко. Она отметила, что агрофермы с самобытным сервисом привлекают не только туристов возраста 45+, но и большая заинтересованность в посещении сельской местности наблюдается у молодежи. Сельский туризм обладает мультипликативным эффектом, не требует больших государственных вложений и, помимо отдыха и оздоровления туристов, позволяет диверсифицировать деятельность малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, способствуя решению проблем социального развития села.

О ряде региональных программ, которые успешно реализуются правительствами субъектов России в инициативном порядке рассказала Рената Бибарсова, заместитель директора Департамента развития сельских территорий Минсельхоза России. Она также упомянула о том, что Минсельхоз готовит ряд ведомственных программ, в том числе посвященных развитию сельского туризма.

В ходе мероприятия был рассмотрен региональный опыт. Так президент Союза «ТПП Ставропольского края» Борис Оболенец отметил, что на территории края за счет сельского туризма частично решается проблема занятости населения, а семейные предприниматели занимают третью часть этого сегмента, что позволяет данному направлению успешно развиваться.

Рамиль Миннизянов, основатель Фонда развития и поддержки социальных инициатив «МИРАС-НАСЛЕДИЯ», рассказал о важности организации совместной деятельности заинтересованных структур на всех этапах становления семейного бизнеса на селе: от подготовки кадров и разработки современных технологий до поддержки на уровне муниципальной и федеральной государственной власти. За основу был взят опыт зарубежных стран, который основан на симбиозе технологий, НКО, ВУЗа и бизнеса.

Успешными кейсами ведения семейного бизнеса в сфере сельского туризма поделились семейные предприниматели Наталья Струсь, директор конного клуба «Золотая подкова» (Саратов) и Инга Экзархо, которая представила экокомплекс «Ферма Экзархо» (Сочи).

Подводя итоги мероприятия, Юрий Барзыкин поддержал инициативы выступающих и предложил объединить усилия по укреплению роли семейного предпринимательства в развитии сельских территорий.

Департамент выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности, Е. Ларионова