Первоначальные трудности карантинного периода на потребительском рынке преодолены

Председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов провел видеоконференцию с членами Ассоциации участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» (МЭС), сопредседателем которой он является.

В мероприятии приняли участие руководители 13 из 14 входящих в МЭС союзов и ассоциаций.

Участники конференции, представляющие производителей, поставщиков, потребителей продовольственных товаров и розничной торговли, описали свое видение ситуации в представляемых ими сегментах рынка в условиях продолжающейся пандемии. В частности, они отметили, что первоначальные трудности карантинного периода были совместными усилиями преодолены. Однако, предстоящий период, особенно вторая половина года, вызывают серьезную озабоченность в отношении падения доходов населения и роста безработицы.

В настоящее время благодаря обратному колебанию курса рубля получилось стабилизировать и ценовую ситуацию. В то же время участники рынка не исключают дальнейших ценовых изменений, причем как в сторону роста (биржевые, сезонные и др. причины), так и некоторого падения (например, оптовых цен на мясо птицы).

В целом, в истекший период согласование изменений цены поставки происходило достаточно гладко, особенно, если это было предусмотрено договорами поставки. В то же время сложности возникали в случаях срочных изменений. Есть разница и в подходах лидеров сетевой торговли к этой проблеме. Так, Компания «Х5 Ритейл Групп» демонстрирует активный подход к поиску взаимоприемлемых решений в полном соответствии с Кодексом добросовестных практик. Другие же лидеры продаж допускают затяжки переговоров и нежелание находить компромиссы.

Отдельные участники рынка негативно оценивают планы дельнейшего введения цифровой маркировки, излишнюю активность Роспотребнадзора по привлечению к судебным разбирательствам владельцев предприятий, расположенных в старинных зданиях, трудно поддающихся новым санитарно-эпидемиологическим требованиям, необъективный подход крупных дистрибьюторов к поставкам в малые и средние сети. Союз потребителей России выразил озабоченность снижением ценовой и физической доступности товаров и сложности выяснения отношений потребителей с производителями товаров и услуг.

Ряд выступающих согласился с тезисом о том, что коронакризис стал первым в череде кризисов последних 20 лет, когда не было открытой конфронтации поставщиков и сетей, что во многом стало следствием не только осознания общей беды, но и долгосрочной и последовательной работы МЭС, как площадки открытого и равноправного диалога сторон.

Отталкиваясь от этого в целом позитивного опыта взаимодействия всех членов совета и подготовки совместных заявлений в адрес руководства страны и правительства, было предложено усилить «лоббирующую силу» МЭС в интересах участия в процессах дерегулирования и выработки новых более эффективных мер поддержки населения и бизнеса, снижения издержек без ухудшения положения контрагентов и других направлений. С этой целью председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка призвал коллег направлять свои предложения в Торгово-промышленную палату России, где готовится четвертый пакет предложений для Правительства Российской Федерации.

Совет ТПП РФ по развитию потребительского рынка