Цель реформы регулирования лизинга - формирование современной, конкурентной, мощной национальной лизинговой отрасли, способной оказать существенное влияние на экономический рост

20 апреля в Москве состоялся круглый стол «Реформа рынка лизинга: возможности и риски», организованный рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной лизинговой ассоциации и Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям. Основными темами дискуссии стали влияние регуляторных новаций на лизинговые компании и их клиентов, границы полномочий СРО и Банка России, введение новых правил подготовки отчетности.

Выступая на заседании круглого стола, председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза сообщил, что при реформе регулирования лизинга необходимо не забыть главное: целью реформы должно быть не создание эффективной системы контроля мегарегулятора за деятельностью лизинговых компаний (это лишь одна из частных задач), а формирование современной, конкурентной, мощной национальной лизинговой отрасли, способной оказать существенное влияние на экономический рост. Поэтому главным идеологом реформы лизинга должно быть Минэкономразвития, а не Банк России.

Станислав Волков, управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА), представил исследование агентства о регулировании лизингового рынка по новым правилам: «Влияние реформы на рынок начнет проявляться не ранее 2018 года, мы ожидаем замедление рынка до 5%, – отметил он. – Это будет связано с тем, что организационные ресурсы компаний будут затрачены на адаптацию к новым требованиям. Что касается позитивного эффекта, он проявится ближе к 2020 году».

Об итогах обсуждения предстоящего реформирования сообщил Сергей Моисеев, советник первого заместителя председателя Банка России: «У нас есть 150 компаний, которые хотят что-то о себе сказать, остальные не хотят, чтобы о них знали. По нашим данным, капитал менее 20 млн рублей имеют 12% от общего числа активных участников рынка. Поэтому то предложение, которое было сделано, является самым льготным из всех. В России нет ни одного финансового рынка, где требование к капиталу составляло бы 20 млн рублей. Важно понимать, что реформа делается не только для лизинговых компаний, но и для правительства, которое выделяет субсидии, и для кредиторов, которые хотят знать, с кем имеют дело, и для клиентов».

Кирилл Царёв, президент Объединенной лизинговой ассоциации, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг», заметил: «Нашему рынку более 25 лет, и все участники заинтересованы в развитии лизинговой отрасли. В последнее время мы вместе с коллегами много работали и существенно продвинулись. Но вместе с тем мы просто обязаны говорить и о потенциальных рисках, волнующих отрасль, компании и кредиторов. Обсуждать не для того, чтобы остановить или не остановить реформу, а для того, чтобы войти в реформу с открытыми глазами и понимать, какие риски возможны, и учитывать долгосрочные перспективы. Одно из главных преимуществ Объединенной лизинговой ассоциации – то, что мы стараемся найти компромиссное мнение разных участников, которое бы отражало общую позицию всех игроков лизингового рынка».

Александр Кожевников, генеральный директор ООО «МКБ-лизинг», рассказал о том, какие преобразования вызывают вопросы: «Мы должны сосредоточиться на том, чтобы минимизировать издержки этого процесса, которые лягут на экономику и так или иначе распределятся между лизинговыми компаниями, их клиентами, поставщиками и так далее. Наибольшее опасение вызывают темпы, которые мы пытаемся придать этому процессу, а также вопрос доступности финансирования, который реформа должна решить. Пока эффект для нас обратный: банки опасаются регулирования, поэтому непонятно, когда окупятся издержки, сопряженные с регулированием, повышением прозрачности отрасли и возможным снижением рисков для кредиторов».

Владимир Гамза также выразил обеспокоенность поспешностью хода реализации реформы: «Учитывая, что лизинговые договоры, как правило, заключаются более чем на пять лет, было бы не совсем правильно переходить на совершенно новую систему работы лизинговых компаний в течение года, двух и даже трех. Переход в течение пяти лет был бы оправдан. Кроме того, беспокоит капитал. Непонятно, как устанавливаются капитальные требования для различных отраслей. Для лизинговой отрасли, которая не привлекает средства населения, минимальный капитал будет 20 млн рублей, а по ФЗ-214 для застройщиков, которые привлекают средства населения, минимальный капитал – 2,5 млн рублей».  

«Предполагается разработка инструкции по расчету капитала, – уточнил Андрей Медведев, заместитель начальника главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России. – Будет подготовлен проект методики по расчету собственных средств, сейчас мы ее активно готовим и уже есть черновой набросок. Теперь будем проходить стадию обсуждения с наиболее активными участниками рынка для возможной доработки. Думаю, в течение месяца она станет публичной и понятной».

Максим Калинкин, заместитель генерального директора АО «Газпромбанк Лизинг», затронул проблему операционного лизинга: «Де-юре в российском законодательстве нет операционного лизинга, де-факто же мы привыкли подстраиваться под реальные ситуации и потребности рынка в рамках правового поля. Другое дело, что в проекте нового Федерального закона «О лизинге» природа лизинга позиционируется как форма «обеспеченного финансирования», под которую операционный лизинг по сути не подходит. Это не может способствовать его появлению и развитию. Но при этом развивать оперлизинг, безусловно, надо, так как все мировое и прогрессивное сообщество успешно им пользуется уже многие годы».

Информацию о ходе разработки новых стандартов бухгалтерского учета представила Виктория Приображенская, советник департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России: «Сегодня назрела необходимость разработки нового стандарта по учету аренды. Единственным профильным документом, который регулирует учет лизинговых операций, является Приказ Минфина России 1997 года. В настоящее время разрабатывается федеральный стандарт бухгалтерского учета «Аренда», который будет устанавливать правила учета и операционной аренды, и финансовой аренды. Распространяться данный стандарт будет на все организации (за исключением госсектора), в том числе на некредитные финансовые организации. Предполагается, что порядок бухгалтерского учета арендных и лизинговых операций серьезно усложнится. Однако для ряда компаний в стандарте планируется предусмотреть упрощенные способы учета. Изначально было установлено, что новый стандарт должен применяться с 2019 года. Однако в настоящий момент этот срок пересматривается. Вероятный срок вступления в силу стандарта – 2020 год».

 Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям