Менеджмент качества: новый стандарт. Как внедрять и применять?

В ТПП РФ состоялся семинар на тему: «Подготовка предприятий к сертификации по новому стандарту ИСО 9001».

Организаторами выступили Комитет по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты РФ и Всероссийская организация качества и журнал «Стандарты и качество».

 Встречу открыл председатель Комитета Сергей Пугачев. Он напомнил, что ТПП РФ всегда уделяла должное внимание проблеме качества продукции и услуг, и тем отраднее видеть, что система менеджмента качества постепенно продвигается и внедряется на многих предприятиях нашей страны (в том числе и в компаниях с госучастием).

Цель семинара, организованного в ТПП РФ, объяснить новые и измененные требования стандарта ISO 9001:2015, дать рекомендации по использованию риск-ориентированного мышления и процессного подхода при аудите, выявлению и анализу несоответствий, их эффективному устранению.

Семинар вёл Алекс Езрахович (Австралия) - признанный международный эксперт в вопросах сертификации и аудита систем менеджмента, член ISO ТС 176, член оргкомитета IAF-TC176 по разработке аудиторских практик ISO 9001, один из авторов официального перевода на русский язык ISO 9001:2015 и ISO 9000:2015.

По его словам, в Австралии уже давно не разделяются понятия «качество» и «бизнес». Успешно работающий бизнес в этой стране уже подразумевает выпуск качественной продукции или предоставление качественных услуг.

ISO – международная организация по стандартизации (более 160 стран-членов, штаб-квартира в Женеве), работает над 20 000 стандартов, которые и позволяют достичь определенного уровня качества продукта. Эксперт объяснил, чем новый стандарт ISO 9001:2015 отличается от предыдущего, рассказал о его структуре и терминологии, принципах менеджмента качества, организационной среде, риск-ориентированном мышлении, процессном подходе и др.

По его словам, менеджмент качества можно описать четырьмя основными процессами: планируй, делай, проверяй, улучшай. При этом первичный анализ и планирование – самые важные пункты в этой цепочке, так как без определения точки отправления сложно двигаться куда-либо. Важно также определить потребителя продукции, т.к. основная цель менеджмента качества – ориентация на потребителя, попытка превзойти его ожидания.

Так, для продуктов питания потребителем может быть как супермаркет, так и конкретный человек, покупающий их в супермаркете. В первом случае можно продать товар даже плохого качества, лишь бы он был по приемлемой цене, во втором – нет. Однако, по мнению Алекса Езраховича, истинный признак эффективного менеджмента качества – способность удовлетворить требования всех заинтересованных сторон сбалансированно. В этой связи важно также наличие сильного лидерского потенциала у менеджмента компании, способности поставить единую цель, задать единое направление, организовать вовлеченность персонала.

Особое внимание привлек вопрос документированной информации. По словам Алекса Езраховича, для получения сертификата компаниям необходимо фиксировать постановку задач и анализ их выполнения (так называемые «личные дневники», должностные инструкции). Что еще необходимо документировать, можно понять, изучив п. 4.4.2 стандарта ISO 9001:2015.

Одним из нововведений стандарта ISO 9001:2015 является также то, что теперь аудиторы обязаны оценивать организационную среду предприятий, так называемые «контексты». Это могут быть как факторы макросреды (социальные, демографические, климатические, политические), так и микросреды.

В конце семинара участники (внутренние аудиторы, руководители компаний, эксперты и аналитики) приняли участие в обсуждении и задали свои вопросы.

Пресс-служба ТПП РФ, Е.Гаврикова