ТПП РФ поддержит борьбу с теневым рынком услуг авиации

Одна из проблем современной авиации – наличие большого теневого рынка услуг. Это обсудили участники круглого стола «Развитие рынка услуг авиации». Как заявляют эксперты, многие обладатели частных самолётов и вертолётов, предназначенных исключительно для личного применения, по факту используют их для коммерческих перевозок. Официально это запрещено, поэтому вместо оплаты принимаются так называемые «членские взносы» в некий «частный авиаклуб». Участники круглого стола собрались, чтобы подумать над тем, как вывести из тени эту часть рынка.

Как убеждены эксперты отрасли, теневой рынок образовался из-за отсутствия структурирования рынка официального. Авиационные услуги в основном предоставляются авиакомпаниями и некоторыми другими крупными компаниями со своими авиапарками – например, добывающими. У них есть лицензии на коммерческие перевозки. Однако не существует никакой единой базы судов, с доступными конфигурациями, параметрами грузоподъемности или графиками занятости. Таким образом, рынок авиационных услуг крайне хаотичен. Участники круглого стола высказали идею, что в конечном итоге нужно стремиться к тому, чтобы заказы на авиационные услуги поступали так же, как это происходит сейчас с автомобильным такси: по интернету, с точным указанием времени, параметров услуги и т.д. Если удастся структурировать рынок таким образом, то и теневая его часть будет вынуждена либо легализоваться, либо исчезнуть.

Парадокс ситуации заключается еще и в том, что так называемые «частники» в теории могли бы также оказывать подобные услуги и, быть может, ничуть не хуже, чем крупные компании, создавать конкурентную среду и понижать цены на рынке. По сути, они это и делают сегодня, только неофициально. Пользователей таких услуг, конечно же, необходимо застраховать. Но как это сделать, если с точки зрения закона воздушные суда, не имеющие сертификата коммерческого эксплуатанта, не могут никого перевозить на коммерческой основе? При этом данный сертификат получить непросто, его необходимо обновлять каждый год, что делает существование малого бизнеса в авиации крайне трудным.

Важный вопрос, который подняли участники круглого стола: стоит ли снижать требования к коммерческой авиации, пуская на рынок «частников», или стоит поддерживать уже имеющихся участников отрасли?

Как бы там ни было, понятно одно: авиатакси – это экономически возможно. Но как сделать это реальностью завтрашнего дня?

Центр по связям с общественностью и СМИ, Е. Гаврикова