Эксперты и бизнес-сообщество не поддерживает ограничение продаж безалкогольных тонизирующих напитков в регионах

Cостоялось заседание круглого стола Департамента развития предпринимательства ТПП РФ на тему «ЗОЖ, пищевая индустрия и ритейл: эффективны ли инструменты ограничений и запретов?». Модератором заседания выступил директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Денис Дыбов. В мероприятии приняли участие представители экспертного сообщества, федеральных органов государственной власти, ассоциаций и бизнеса. Центральной темой мероприятия стало обсуждение проблемы региональных ограничений на продажи безалкогольных тонизирующих напитков (БТН).

Участники круглого стола отметили ряд важных аспектов, на которые необходимо обратить внимание экспертам и представителям региональных и федеральных органов исполнительной власти. В частности, в настоящее время, несмотря на отсутствие на федеральном уровне законодательных ограничений на продажи безалкогольных тонизирующих напитков, во многих регионах приняты местные законопроекты по ограничению их продаж. За 2020–2021 годы 7 субъектов Российской Федерации ввели запрет на продажу безалкогольных тонизирующих напитков лицам до 18 лет, и в 2 регионах законопроект был снят с обсуждения. Вместе с тем, в последние годы на федеральном уровне аналогичные законы были отклонены по причине отсутствия доказательств вреда таких напитков здоровью населения.

По словам заместителя руководителя проектного офиса «Стратегия и анализ инвестиционной деятельности» ГБУ «ГАУИ» Анны Бакайкиной, по итогам исследования, проведенного Аналитическим центром при Правительстве РФ, вклад безалкогольных напитков в потребление сахара в России составляет всего 0,01%, что несопоставимо меньше по сравнению с другими продуктами. «Доля БТН в потреблении кофеина также незначительна и составляет в России всего, порядка 1%. Кроме этого, мы проанализировали данные рациона питания разных возрастных групп на основании выборочного наблюдения Росстата и выяснили, что наиболее частыми потребителями безалкогольных тонизирующих напитков являются вовсе не подростки, а лица в возрасте 25-34 лет» – сообщила эксперт.

«Состав компонентов, который присутствует в обычной банке безалкогольного тонизирующего напитка находится в рамках физиологической нормы и не представляет опасности для здоровья населения», – считает Константин Эллер, профессор, доктор химических наук, заведующий лаборатории ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». По его мнению, подход одностороннего введения ограничений регионами в отношении безалкогольных тонизирующих напитков представляется необоснованным.

Вместе с тем индустрия напитков готова брать на себя дополнительные обязательства по саморегулированию. Так, 11 июня участники Союза производителей соков, воды и напитков подписали Кодекс ответственного производителя безалкогольных тонизирующих напитков. «Подписание Кодекса, это пример того, что участники индустрии готовы брать на себя дополнительные меры саморегулирования и информирования всех групп населения о составе и свойствах продукции. Разделяя обеспокоенность государства о здоровье граждан, мы придерживаемся позиции, что без подтвержденного научного обоснования делать выводы о вреде или пользе того или иного продукта или ограничивать его продажу, преждевременно. Индустрия не поддерживает практику безосновательного введения ограничений продажи безалкогольных тонизирующих напитков в регионах» – сообщил президент Союза производителей безалкогольных напитков «СОЮЗНАПИТКИ» Максим Новиков.

В обсуждении проблемы также приняли участие представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти: Совета Федерации, Минздрава России, Минпромторга России, Минсельхоза России, а также Федеральной антимонопольной службы. Все участники диалога подтвердили важность данной темы и необходимость дальнейшего обсуждения, т.к. она касается не только вопроса здоровья населения, но и развития всей индустрии безалкогольных напитков. Кроме этого, введение на региональном уровне подобных ограничений может свидетельствовать о нарушении законодательства и об ограничении конкуренции и, в случае подтверждения данного факта, требует пересмотра данных законов на уровне регионов.

Департамент развития предпринимательства, О.Куклев