Основные тренды рынка упаковки в I полугодии 2021 г.

В первом полугодии 2021 года на фоне неблагоприятной макроэкономической ситуации потребление в России большинства упаковочных материалов и изделий демонстрирует уверенный рост. Так, по данным Росстата, в первом квартале спад промышленного производства составил 1.3%, падение реальных доходов населения – 3.6%. В тоже время прирост объемов производства в России основных видов упаковки достигал 12% по отношению к аналогичному периоду 2020 года, при том, что и 2020 год показал значительный рост отечественного упаковочного рынка. Похожая ситуация складывается и в настоящее время.

Основным драйвером такого роста стало продолжающееся увеличение производства продуктов питания, средств гигиены, фармацевтики, а также стремительное развитие интернет-торговли. Эти сектора экономики потребляют порядка 80% всей производимой упаковки, поэтому падение объёмов в непищевых отраслях промышленности не оказало ощутимого влияния на рынок упаковки.

В 2021 году под воздействием глобальных и внутренних факторов в российской индустрии упаковки продолжаются структурные изменения. В производстве упаковки растет доля крупных компаний. Так, на рынке упаковки из гофрокартона 10 крупнейшим компаниям принадлежит более половины объёмов ее выпуска. Растет число и влияние вертикально интегрированных компаний, конечным продуктом которых становится упаковка. Усиливающаяся на упаковочном рынке конкуренция заставляет его игроков искать новые решения и оптимизировать свою деятельность. Растет спрос на новые разработки, увеличивается потребность в сокращении времени отклика на появляющиеся вызовы и запросы потребителей упаковки.

В значительной степени за прошедшие полтора года изменилась структура спроса на упаковку, как со стороны ее промышленных потребителей, так и населения. Уменьшаются тиражность выпуска упаковочных изделий и объём вложений товара в упаковочную единицу. К  изменению моделей потребления со стороны населения можно отнести: тренд на домашнее питание, стремление к экономному, разумному потреблению, здоровому питанию, беспокойство о здоровье,  сокращение числа посещений магазинов. Меняется приоритетность каналов совершения покупок. Растет доля приобретения товаров с помощью интернет-торговли. Упаковочное решение становится одним из важнейших инструментов продаж. 

Одной из серьезных проблем отечественного упаковочного рынка стал значительный рост цен на средства упаковки, ставший следствием удорожания практически всех видов сырья и материалов, используемых в их производстве. Резкое повышение стоимости сырья было спровоцировано динамикой глобальных рынков,  которая напрямую влияет на цены отечественных производителей сырья, доля которого в себестоимости упаковки составляет 70–75%. Негативное влияние на ценообразование упаковки оказали также снижение сбора макулатуры и другого вторичного сырья, остановки производств и другие факторы, в том числе порожденные пандемией коронавируса.

COVID-19 значительно повысил во всем мире важность упаковки, как одного из важнейших факторов обеспечения безопасности, гигиеничности товаров, бесперебойного снабжения населения всем необходимым. Снизилось зачастую необоснованное давление на производителей упаковки со стороны экологов. Во многих странах смягчились нормативные требования по ограничению использования ряда видов упаковки. Принимаемые сегодня в России правовые акты в области обращения упаковки и упаковочных отходов направлены в первую очередь на совершенствование сбора и переработки отходов упаковки.

Снижение негативного воздействия на окружающую среду, как производства упаковки, так и ее отходов, остается одним из определяющих трендов развития упаковочного рынка. Индустрия упаковки стремится к снижению материалоемкости, использованию мономатериалов, совершенствованию конструкции изделий, повышению социальной ответственности. Расширяются цифровизация процессов и оборудования, взаимодействие всех звеньев цепочки обращения упакованных товаров.

К другим трендам, которые существенно влияют на дальнейшее развитие упаковочного рынка, можно отнести:

  • использование упаковки с максимальными барьерными свойствами;
  • обеспечение сохранности вложений от несанкционированного доступа к упакованному товару;
  • оптимальное использование упаковки в онлайн торговле;
  • использование технологий дополненной реальности, создание рекламных возможностей;
  • использование модульных конструкций, позволяющих организовать дополнительные места продаж в небольших торговых залах;
  • обеспечение оптимальных логистических процессов на всем пути обращения упакованных товаров.

Председатель подкомитета по развитию упаковочной индустрии Комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесопромышленном комплексе, генеральный директор Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак) Александр Бойко отметил, что новые тренды в покупательских предпочтениях и поведении, которые появились в 2020 году, сохраняют свою значимость и в 2021 году. Ритейл и производители товаров повседневного спроса, опробовав новые форматы взаимодействия с покупателями, продолжают развивать омниканальность и онлайн-торговлю. Новые тренды отражаются на упаковке. Ее производителям придется приложить немало усилий для реализации своих планов и достижения целевых производственных и финансовых показателей.

 

Ответственный секретарь Комитета по предпринимательству

в лесопромышленном комплексе К.Самсонов