В Санкт-Петербурге при участии арбитров МАК при ТПП РФ рассмотрели российскую проформу договора о спасании

В период с 21 по 24 сентября 2021 года в Санкт-Петербурге проходит 16-я Международная выставка-конференция по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «НЕВА 2021».

В своем приветственном письме к участникам Форума Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин подчеркнул, что «выставка-конференция «НЕВА» традиционно является одной из ключевых площадок для обсуждения представителями органов государственной власти и деловых кругов морской отрасли наиболее актуальных вопросов гражданского судостроения и мореплавания».

Сергей Катырин отметил, что для ТПП России и действующей при ней Морской арбитражной комиссии «НЕВА» имеет особую значимость как форум для экспертного диалога по вопросам морского права и практики разрешения споров из торгового мореплавания.

23 сентября 2021 года на полях «НЕВА 2021» в смешанном формате состоялся круглый стол «Российская проформа договора о спасании: какой ей быть?». Организаторами мероприятия стали ТПП РФ, Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТПП РФ и Санкт-Петербургская ТПП. Мероприятие проведено при поддержке Российской палаты судоходства.

Модераторами «круглого стола» выступили заместитель председателя МАК при ТПП РФ, судья ВАС РФ в почетной отставке Анатолий Березий и докладчик МАК при ТПП РФ, эксперт в области морского права Алексей Карчемов.

С приветственным словом к участникам обратились вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров, председатель МКАС и МАК при ТПП РФ Алексей Костин и вице-президент Союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата» Елена Желтухина.

Вадим Чубаров напомнил участникам, что МАК занимается развитием морского права и арбитража, разработкой проформ документов в сфере торгового мореплавания уже более 90 лет. Комиссия была создана при Всесоюзной торговой палате в 1930 году и изначально создавалась именно для разрешения споров об оказании помощи и спасании на море. В дальнейшем МАК была наделена компетенцией по рассмотрению любых споров из торгового мореплавания.

Первая проформа договора о спасании была разработана МАК в 1931 году и доработана в 1951 году. Она рекомендовалась всем заинтересованным морским организациям как в СССР, так и за границей. Вадим Чубаров отметил, что Морской арбитражной комиссией накоплен значительный опыт по рассмотрению споров в этой сфере. За годы работы МАК рассмотрено более 4 500 дел с участием сторон более чем из 70 стран.

По мнению вице-президента ТПП России, сегодня Морская арбитражная комиссия – это национальное достояние, а также единственный в России специализированный международный арбитражный институт по рассмотрению морских споров. Список арбитров МАК включает 41 специалиста из 8 стран.

Вадим Чубаров поблагодарил авторов проекта проформы договора о спасании, разработанной Морской спасательной службой при содействии Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, отметив, что она содержит возможность разрешения споров в МАК при ТПП РФ. «Это важно для нас, и мы готовы принять участие в дискуссии по обсуждению этого проекта», - подчеркнул он, выразив надежду, что одним из результатов круглого стола будет конкретный текст новой проформы.

Алексей Костин обозначив значимость проблемы, подчеркнул, что она требует внимания специалистов из разных сфер, а не только юридических кругов. Он отметил значимый состав участников, что, по словам председателя МКАС и МАК при ТПП РФ, создает хорошую гарантию того, что документ будет сбалансированным и востребованным теми, кто участвует в соответствующих спасательных операциях.

Развитие мореплавания и цифровизация процессов приводят к внедрению новых эффективных унифицированных документов, которые будут широко использоваться в области морского права и разрешения споров в этой сфере, отметила Елена Желтухина.

Далее состоялась открытая дискуссия по проекту проформы договора о спасании c участием российских и иностранных спикеров, в частности, с докладами выступили: заместитель председателя МАК Анна Архипова; член Комитета по назначениям и арбитр МАК Лилия Клоченко; арбитр МАК и Германской морской арбитражной ассоциации Dr. Axel Boës; докладчик МАК Алексей Карчемов; профессор морского и публичного права Всемирного морского университета, г. Мальмё (Швеция), член Лондонской морской арбитражной ассоциации Джордж Теохаридис и другие.

Итоги мероприятия подвел его модератор заместитель председателя МАК Анатолий Березий.

Пресс-служба ТПП РФ, С.Тюрин