ТПП РФ: Бизнес-миссии как часть промышленного туризма

24 ноября состоялась лекция на тему: «Бизнес-миссии как часть промышленного туризма» в рамках 3-го модуля Всероссийского акселератора по промышленному туризму. Лекторами выступили представители Федеральной Палаты, ТПП Восточной Сибири, Калининградской ТПП и ТПП Ярославской области, которые рассказали об особенностях организации бизнес-миссий и проведения их с практической точки зрения. В открытой лекции приняли участие более 90 слушателей из разных городов России.

Торгово-экономические или деловые миссии — это мероприятия, направленные на установление и развитие торгово-экономических и научно-технических связей между предпринимателями различных регионов России и зарубежных стран. Принято считать, что бизнес-миссии являются частью делового туризма, в рамках которого реализуется несколько направлений деятельности: это посещение и участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; посещение предприятий с целью установления деловых контактов; взаимодействие с органами власти. Популярность проведения бизнес-миссий связана с постоянно растущими потребностями компаний в поиске новых рынков для продвижения высокотехнологичной, инновационной и иной продукции и услуг.

Ключевыми темами лекции стали вопросы, связанные с опытом проведения международных (въездных/выездных) и межрегиональных бизнес-миссий на базе региональных ТПП.

Открыла лекцию руководитель Отдела по развитию выставочно-ярмарочной деятельности и туризму Департамента регионального развития ТПП РФ Виктория Калинина, подчеркнув, что бизнес-миссии являются одним из эффективных современных инструментов маркетинга, который позволяет предпринимателям в короткие сроки решить целый комплекс задач: провести деловые переговоры с руководителями компаний интересующих сфер деятельности, заключить контракты на поставки/снабжение продукции, установить новые каналы сбыта/снабжения, определить наиболее перспективных деловых партнеров, организовать презентации продукции, представить свои бренды и многое другое. Это, безусловно, свидетельствует о том, что деловые миссии – один из ключевых атрибутов промышленного туризма.

Президент Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» Алексей Соболь сообщил, что ТПП Восточной Сибири на постоянной основе ведет работу по подготовке и проведению бизнес-миссий. В настоящее время палата вошла в Управленческую команду по развитию экспортной деятельности в Иркутской области, реализуется соглашение о сотрудничестве с Правительством  Иркутской области и Центром «Мой бизнес» (Центр поддержки экспорта Иркутской области). На практических примерах Алексей Соболь рассказал о деятельности палаты по организации  бизнес-миссий.

Руководитель департамента по работе с членами палаты и поддержке предпринимательства Союза «Калининградская торгово-промышленная палата» Александр Юдин проинформировал о том, что на сегодняшний день спрос на туры с посещением крупных промышленных объектов в Калининградской области объективно растет. Порядка 25 местных промышленных предприятий готовы принимать туристов на своих площадках. На данный момент это направление уже развивается рядом калининградских турфирм и экскурсионных бюро. В Калининградскую ТПП на регулярной основе поступают запросы от зарубежных и региональных торгово-промышленных палат с просьбой об организации ознакомительных визитов, экскурсий на промышленные предприятия Калининградской области в рамках программ проведения бизнес-миссий. Целью организации и проведения данных мероприятий является поиск бизнес-партнеров с конечной целью заключения контрактов, договор, соглашений различного экономического содержания. Также Александр Юдин сообщил, что Калининградская ТПП планирует к запуску в 2022 году новый проект – «Виртуальная ТПП». Это абсолютно уникальный продукт виртуальной реальности с возможностью размещения стендов и посещения предприятий в виртуальном пространстве, проведения тематических выставок, мероприятий и поиска партнеров.

Председатель Комитета ТПП Ярославской области по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма генеральный директор ООО «Сеть туристических агентств «Яроблтур» Игорь Казин отметил, что ТПП Ярославской области в период, начиная с апреля 2020 года, организовала: 36 онлайн-мероприятий, 16 бизнес-миссий и онлайн-переговоров, и рассказал об основных подходах Ярославской областной ТПП к организации бизнес-миссий. В частности, Игорь Казин остановился на опыте проведения международных (въездных/выездных) и межрегиональных бизнес-миссий на примере взаимодействия торгово-промышленных палат России и Чехии. В рамках двухстороннего сотрудничества ежегодно проводятся деловые миссии, форумы, индивидуальные встречи между бизнесом двух регионов.  

Как накануне отметил директор Департамента регионального развития, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Илья Зубков на сегодняшний день значительное число региональных и муниципальных ТПП осуществляют деятельность по организации и проведению деловых миссий. Только за первое полугодие 2021 году торгово-промышленными палатами было проведено более 150 бизнес-миссий, включая проведенные в онлайн-формате. Масштабный охват системы ТПП позволяет проводить анализ эффективности бизнес-миссий, а также готовить качественное мероприятие. Например, при организации выездной миссии наши загранпредставительства осуществляют консультирование по вопросам целесообразности выезда делегации в ту или иную страну, занимаются решением практических и технических вопросов, организацией эффективных коммуникаций, содействуют в переводческом сопровождении по заказу организаторов.

Департамент регионального развития, К. Жавгурян