Важно сохранить все многообразие форм торговли – констатировали на специальном форуме ТПП России «Меняя качество жизни!»

В «Экспоцентре» прошел специальный форум ТПП России «Меняя качество жизни!», одним из мероприятий которого стал бизнес-завтрак «Поставщики и продавцы: жесткое регулирование государства или свобода рыночных отношений».

Модератором мероприятия выступила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова. В бизнес-завтраке приняли участие заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, исполнительный директор АКОРТ Игорь Караваев, представители сетевых торговых компаний и компаний онлайн-торговли.

Елена Дыбова сформулировала два главных вопроса, на которые попытались ответить участники встречи. Первый – должно ли государство регулировать цены на потребительском рынке, второй – лежит ли на государстве функция контроля за структуру потребительского рынка, на котором в идеале должны присутствовать все формы: от маркетплейсов и торговых сетей до нестационарной торговли.  

Первый вопрос, отметила вице-президент ТПП РФ, стал особо актуален в последнее время: 2020-21 годы – это период колоссальных вызовов как для рынка, так и для всего общества. Цены начали стремительно расти практически на все категории товаров. Это не только стройматериалы, но и нефтепродукты, удобрения, сырье, энерготарифы и т.д. При этом производители оказались зажаты со всех сторон: с одной стороны, выросли цены практически на всё сырье, материалы и комплектующие производства, с другой стороны, упал потребительский спрос населения. Отсюда возник четкий запрос потребителя к государству – заняться регулированием цен на рынке. Вышло несколько постановлений Правительства РФ, заключены соглашения по фиксированию цен на ряд социально значимых товаров.

Однако, указала Елена Дыбова, сам бизнес большей частью выступил против жесткого регулирования цен только на потребительском рынке. Экономическая логика требует ограничений по всей цепочке производства и реализации товаров – начиная от энергоресурсов и заканчивая торговлей. Второй подход – субсидирование производителям возросших затрат также не однозначен, так как в итоге искажает конкурентную среду на рынке. Причем зарубежный опыт показывает, что во многих странах государство принимает активное участие в регулировании ценообразования. Применяются и квоты, и товарные интервенции на рынок из госрезервов, и формирование категорий товаров, по которым цены фиксируются на определенный период.

При этом Тимофей Нижегородцев отметил, что за все последние 30 лет в России государство ни разу не применяло ценовое регулирование. И даже упомянутые соглашения между производителями и торговыми сетями о фиксации цен на ряд товаров носят добровольный характер. Некоторые сети их вообще не подписали. «Цены – это результат тех процессов, которые уже произошли в экономике. Надо работать с факторами роста цен, а регулирование цен – это бессмысленное занятие», - сказал заместитель руководителя ФАС России.

Это мнение поддерживает и Александр Борисов. По его словам, нынешний уровень цен – рыночно обоснованный. Такие условия сложились в мире, а российская экономика, как часть мировой, следует общим тенденциям. «Президент РФ Владимир Путин указал на самую болевую точку – бедность населения. Поэтому позиция ТПП РФ – в качестве меры регулирования нужна адресная продовольственная помощь населению. Это эффективный способ не вмешиваться в рыночные отношения, а повысить покупательную способность населения. Следовательно, активизировать и деятельность хозяйствующих производителей, то есть производителей товаров», – отметил Александр Борисов.

Эту точку зрения поддержали большинство участников делового завтрака. А Елена Дыбова напомнила опыт Рязанской области, где была введена карта «Забота» для незащищенных слоев населения. Эта карта позволяет покупать ряд товаров в магазинах региона по сниженным ценам. Эту практику можно расширить, тем более некоторые ведомства, например, Минпромторг, поддерживает инициативу адресной продовольственной помощи.

Второй вопрос также вызвал оживленную дискуссию на бизнес-завтраке. За последние несколько лет торговая сфера в нашей стране стремительно трансформируется. Цифровизация уже затронула многие стороны нашей жизни, в том числе и торговлю. Самое яркое явление – это появление цифровых платформ, маркетплейсов. По словам Тимофея Нижегородцева, цифровые платформы – это не просто новый участник экономической жизни, он в какой-то мере замещает традиционных игроков рынка и полностью меняет правила игры. Причем сейчас счастливое время и для производителей товаров. Если раньше они постоянно бились, пытаясь пролезть в «узкое горлышко» торговых сетей, то теперь у них появился еще один выход на рынок, который быстро расширяется.

Важный момент, подчеркнул замруководителя ФАС России – цифровые платформы бурно развиваются, отечественное законодательство не поспевает за ними в плане регулирования. Однако говорить о том, что маркетплейсы получили очевидное преимущество на рынке, не приходится. Конкуренция – многослойный процесс. Другие игроки отрасли также адаптируются и развиваются. Например, торговые сети трансформируются, создают свои аналоги цифровых платформ, меняют отношения с поставщиками, к которым теперь более благожелательное отношение.

Это подтверждают и коммерческие компании. Так, директор по взаимодействию с органами государственной власти Х5 Retail Group Алексей Иванов рассказал, что изменилось сотрудничество с малым и средним производственным бизнесом. Компания развернула целую образовательную программу в виде семинаров, вебинаров, встреч, на которых рассказывают, обучают предпринимателей, как заходить в торговые сети, каким критериям надо соответствовать. Один из вариантов решения – это кооперирование производителей фермерской продукции. Для фермеров начинают создавать хабы, специальные распределительные центры, где фермерская продукция принимается и доводится до товарного вида.

GR-директор «Wildberries» Кристина Спирева рассказала, что маркетплейсы не ставят перед собой цель задавить конкурентов на рынке. Модель платформы – это широкий контакт как можно с большим числом производителей. Статистика показывает, что 80% или 360 тысяч партнеров компании – это малые предприятия и самозанятые, которые с минимальными затратами для себя могут представлять свои товары не только в России, но еще в 15 странах. Самые популярные категории товаров, по которым высокая динамика роста – это детские товары, бытовая техника, строительные материалы, товары для дома и дачи.

Показателен и зарубежный опыт. Так, Александр Иванов отметил достижения в этой сфере Китая. В стране разработана стратегия развития цифровой экономики, главный постулат которой – делать все для развития маркетплейсов. Эта модель позволяет уйти от ограниченности товаров, пропускаемых через торговые сети. Если на полке магазина условно поместится продукция шести производителей, а для седьмого места уже не найдется, то цифровым платформам нужны как можно больше производителей. Чем выше их число, тем больше потребителей зайдет на платформу и станет покупателями.

Резюмировала обсуждение Елена Дыбова. По ее словам, маркетплейсы – действительно гениальная схема, позволяющая быстро нарастить объемы продаж. Однако надо не забывать, что в торговой сфере представлены разные участники, и потребители также неоднородны. Причем ситуация в регионах сильно отличается от крупных мегаполисов. Например, в небольших провинциальных городах приход торговых сетей несколько лет назад вызвал заметное сокращение числа небольших магазинов, появление же маркетплейсов еще больше усилило эту тенденцию. Надо не забывать, что под угрозой исчезновения оказались рынки, ярмарки выходного дня, нестационарная торговля.

«Позиция ТПП РФ – важно сохранить все многообразие форм торговли, они все имеют право на жизнь. У каждой есть свой срез поставщиков, производителей и потребителей. Государство должно иметь право сохранить баланс игроков на рынке. Можно провести аналогию в сфере госзакупок – малому и среднему бизнесу удалось пробиться и получить квоту, и теперь МСП равноправный участник закупочных кампаний у государства», – заключила Елена Дыбова. Судя по всему, тема актуальна и будет продолжена на следующих бизнес-завтраках, организуемых ТПП РФ.

Пресс-служба ТПП РФ, С. Осипов

Видео