При участии ТПП РФ в ЕАЭС приняты системные решения по устранению мер наибольшего благоприятствования для товаров третьих стран

В ноябре 2021 года в рамках Евразийского экономического союза принят ряд значимых решений, оказывающих системное влияние на развитие сотрудничества и промышленной кооперации между странами Союза. Комментируя принятые решения, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин подчеркнул, что это результат длительной совместной работы ТПП РФ и ее профильных советов: по промышленному развитию и конкурентоспособности экономки России и по финансово-промышленной и инвестиционной политике во взаимодействии с Минпромторгом и Минэкономразвития России.

В настоящее время ТПП России продолжает активную работу с профильными ведомствами и ЕЭК для продвижения дальнейших инициатив по вопросу формирования максимально благоприятных условий на внутреннем рынке Союза, именно, для товаров ЕАЭС.  При этом серьезная роль в проводимой работе может быть отведена торгово-промышленным палатам, аккумулирующих информацию о предприятиях субъекта РФ и кооперационных связей таких предприятий с партнерами по ЕАЭС, отметил вице-президент Палаты.

Длительное время на площадке Евразийской экономической комиссии рассматривался вопрос о корректном толковании положений статьи 92 Договора о Евразийском Союзе в части применения принципа недискриминации при реализации промышленной политики государствами-членами. В рамках мониторинга исполнения Договора Комиссией были выявлены случаи введения отдельными странами Союза мер, приводящих к дискриминации товаров производства ЕАЭС в сравнении с товарами третьих стран – так, для иностранных товаров создавались более выгодные условия на рынке, чем для евразийских товаров.

В ходе обсуждений в Комиссии сложились два подхода к пониманию принципа недискриминации в промышленной политике Союза. Согласно первому подходу применение государствами-членами мер дискриминации является нарушением принципа недискриминации, на основе которого в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 92 Договора осуществляется промышленная политика в рамках Союза. При этом высказывалась позиция, что распространение данного принципа только на товары, происходящие из государств-членов, по отношению друг к другу, но не по отношению к товарам из третьих стран, противоречит целям, установленным в пункте 3 статьи 92 Договора.

Указанного подхода придерживалась и Торгово-промышленная палата Российской Федерации, ставшая одним из инициаторов рассмотрения вопроса на площадке ЕЭК и принятия системного решения для обеспечения благоприятных условий на рынке Союза в первую очередь для евразийских товаров.

24 ноября 2021 года на официальном сайте Суда Союза опубликовано заключение Суда, согласно которому принцип недискриминации, закрепленный в подпункте 4 пункта 2 статьи 92 Договора, предусматривает наличие обязательств государств-членов Союза обеспечивать режим наибольшего благоприятствования промышленным товарам, как третьих стран, так и государств-членов, что соотносится с правом ВТО по вопросу, запрещает применение мер благоприятствования товарам третьих стран без распространения таких благоприятных условий на товары ЕАЭС. Таким образом, поддержан первый подход к толкованию статьи 92 Договора за который выступала и ТПП РФ.

Второй значимой новостью стало внесение изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года  № 317 «Об утверждении Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях», которые обеспечивают выравнивание условий для производителей техники ЕАЭС и третьих стран при реализации программы закупки сельскохозяйственной техники и оборудования фермерами Казахстана, который предусматривает возмещение затрат инвесторов при приобретении сельхозтехники, а также оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в среднем в размере 25% от стоимости техники.

До недавнего времени при покупке моделей производства стран ЕАЭС сельхозтоваропроизводитель получал субсидию в меньшем размере, чем при покупке аналогичных моделей производства Азии, Европы и Америки, в связи с установлением разных стоимостных лимитов для расчета субсидии в зависимости от страны происхождения техники. 

Вопрос впервые был вынесен к обсуждению на площадке Комиссии в сентябре 2019 года. В работе, направленной на выравнивание условий стимулирования внутреннего спроса на продукцию производителей сельхозтехники и пищевого оборудования из стран ЕАЭС по сравнению с иностранными компаниями, активное участие приняли ТПП России и Ассоциация «Росспецмаш» (член ТПП РФ).

При поддержке Минпромторга России и других профильных министерств Российской Федерации, а также промышленного блока Комиссии удалось урегулировать вопрос – теперь стоимостные лимиты не привязаны к стране происхождения техники. Таким образом, решение Правительства Республики Казахстан стало первым кейсом по реализации подхода, заявленного Судом ЕАЭС.

Принятые решения имеют системное значение для дальнейшей работы по развитию сотрудничества с партнерами по ЕАЭС т.к. создают важный прецедент – исправлена ситуация, при которой более благоприятный режим предоставлялся производителям третьих стран. Вместе с тем, налажен конструктивный диалог для дальнейшего развития совместных проектов и формирования благоприятных условий поставок для товаров ЕАЭС.

Департамент проектной и инвестиционной деятельности, С.Звягин