ТПП РФ: Пришло время серьезно лоббировать интересы отечественных производителей

В ЦВК «Экспоцентр» 15 ноября в рамках специального форума ТПП РФ «Меняя качество жизни!» прошел бизнес-завтрак с представителями федеральных ведомств, торговых сетей и маркетплейсов.

Открывая встречу, вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова обрисовала экономическую ситуацию, которая складывается в нашей стране на современном этапе. Так, по оценке ЦБ России, инфляция по итогам 2022 года составит 12-13%. При этом Минэкономразвития РФ оценивает, что спад ВВП в этом году составит 2,9%, а оборот розничной торговли снизится на 6,1%. Реальные доходы населения сократятся на 2%. Однако уже в 2023 году появятся позитивные тенденции: объем розничной торговли будет расти с темпом около 3%, а реальные зарплаты в следующем году вырастут уже на 2,6%.

Елена Дыбова отметила, что в ходе шестого этапа специального проекта ТПП РФ «БИЗНЕС-БАРОМЕТР СТРАНЫ» был проведен опрос предпринимателей в регионах. Он показал следующие тенденции: 51% респондентов отметили, что на их бизнесе сказалось влияние внешнеэкономических санкций, введенных против России в этом году, 29% отметили, что частично сказалось. Лишь 9% опрошенных считают, что санкции никак не повлияли на их бизнес. Среди основных проблем, с которыми столкнулись предприниматели в текущем году, назывались: серьезный рост цен на сырье и комплектующие, нехватка финансовых средств, невозможность найти в России надежных поставщиков, остановка реализации новых проектов и направлений деятельности.

Отдельная проблема, подчеркнула Елена Дыбова, – это серьезное снижение инвестиций в бизнес, а порой и полное их отсутствие на определенном этапе. При этом на финансовом рынке сложилась уникальная ситуация – можно привлечь достаточно долгосрочные кредиты по небывалым ставкам. Для малого и среднего бизнеса появились кредиты на 10 лет под 3,5–4%.

Если говорить об отрасли ритейла и электронной коммерции, то здесь предприниматели, в первую очередь, отметили проблемы спада внутреннего спроса, дефицит кадров и оборотных средств, разрывы цепочек поставок и сложности доставки импорта.

В ходе бизнес-завтрака был проведен блиц-опрос среди его участников на предмет, основных вызовов сегодняшнего дня для отрасли. Большинство респондентов также на первое место поставили именно спад внутреннего спроса. Комментируя свой выбор, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев рассказал, что отрасль оказалась в зоне беспрецедентной турбулентности. Однако крупные торговые сети показали высокую устойчивость к новым вызовам. Компаниям удалось достаточно оперативно трансформировать ассортиментную матрицу, по максимуму сохранив тот набор товаров, к которым уже привык потребитель. Но это потребовало значительной работы: замещение тех поставщиков, которые ушли с рынка, поиск новых, формирование новых каналов поставок. Кардинально изменилась географическая локация поставщиков и логистические схемы. Например, все большую популярность, отметил Игорь Караваев, набирает Северный морской путь. Один из флагманов отрасли уже опробовал новый маршрут, который показывает высокую эффективность: сроки поставок снизились в среднем на 10 дней, затраты на логистику – на 15%.

Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов также считает, что основная проблема сейчас – это снижение покупательского спроса, а еще деградация потребительской корзины. Покупатели все чаще вынуждены приобретать более дешевые товары с более низкими качественными характеристиками.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти компании «Азбука вкуса» Андрей Чурсин подтверждает, что потребительская способность падает, причем уже не первый год. Но торговые сети пытаются найти альтернативу, предложить покупателям продукты, к которым они привыкли. При этом специалисты отмечают, что действительно снизилось как количество чеков, так и средняя сумма чека по покупкам.

В свою очередь руководитель управления по взаимодействию с государственными органами ПАО «Магнит» Юлия Храмайкова отметила повышенное внимание у потребителей к дискаунтерам, которые развиваются очень активно на современном этапе, а также все большую популярность получают продукты собственной торговой марки (СТМ) торговых компаний.

Директор по корпоративной внешней политике компании «METRO AG» Алексей Григорьев затронул тему качества жизни. Люди за прошедшие годы привыкли к определенному уровню потребления. И если речь идет о его сохранении, то в связи с серьезными экономическими потрясениями государству необходимо сформировать новую политику в отношении к бизнесу. То есть нужны определенные новации, изменения в регулировании. Разумно пойти по пути определенной либерализации, снятия избыточных ограничений для бизнеса. Так, государство уже серьезно пошло навстречу предпринимателям, введя мораторий на надзорную деятельность. Возможно, надо подумать о послаблениях в налоговом плане, а также как можно осторожнее вводить маркировку товаров.

Тему маркировки товаров на бизнес-завтраке продолжила директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Екатерина Приезжева. По ее словам, раньше действовала схема, когда льготные кредиты для приобретения маркировочного оборудования (от 5 до 50 млн рублей под 1% на 2 года) предприятиям выдавались через Фонд развития промышленности. Теперь же будет применяться новый подход: оператор программы маркировки будет сам закупать все необходимое оборудование для предприятий, которые производят товарные группы, подлежащие маркировке. Займы станут беспроцентными, возвращать их надо будет в течение 3 лет, причем в первый год никакие выплаты не производятся. Исчезнут ограничения по размеру займов: теперь небольшому предприятию можно спокойно приобрести оборудование на 500 тысяч рублей, а крупному – хоть до 100 млн рублей.

Отвечая на вопрос по поводу сокращения, а то и остановки программы маркировки, Екатерина Приезжева отметила, что в 2022 году были серьезно скорректированы планы программы. Реализовывались только отдельные этапы по бутилированной воде и молочной продукции, и еще с 15 декабря будет введена обязательная маркировка никотиносодержащей продукции. Все остальные планы перенесены на будущий год.

Елены Дыбова подчеркнула, что новая схема приобретения маркировочного оборудования действительно носит инновационный характер, но важно обратить внимание на то, как в регионах реализуются федеральные новации, в частности, в сбытовом сегменте. Маркировка превратилась в значительную проблему для небольших торговых точек. Им приходится перенастраивать оборудование для считывания маркировки, устанавливать новые программы. Порой это приводит к сбоям, невозможности отсканировать товары, а в итоге магазины теряют покупателей.

Важной темой встречи стал параллельный импорт и его влияние на внутреннее производство. Участники бизнес-завтрака отмечали, что торговой сфере нужно оперативно формировать товарный ассортимент, и параллельный импорт становится одним из существенных факторов решения этой задачи. При этом ряд торговых сетей стараются по возможности повысить долю отечественных товаров, так сказать, «подсвечивая» российских производителей.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти компании «Озон» Александр Васильев отметил, что механизмы параллельного импорта работают,  но они не всегда отражают фактическую ситуацию на российском рынке. «Мы следим за изменением списка параллельного импорта и надеемся, что он будет корректироваться в соответствии с актуальной ситуацией, связанной с уходом иностранных брендов», - сказал Александр Васильев.

Свою позицию по взаимоотношению импорта и отечественного производства выразил директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов. По его мнению, в стране должен быть здоровый протекционизм по отношению к российским производителям. Столь большая страна, как Россия, просто должна производить широкий спектр продукции для внутреннего потребления и не зависеть от внешних поставщиков. Эту позицию поддержал заместитель управляющего директора «Озон» Владимир Гончаревич. Он привел несколько удачных примеров импортозамещения. Так, удалось вывести в полной мере на наш рынок отечественные яблоки, российские предприятия и фермеры сумели создать достаточно качественное сыроварение. На рынок вышли множество достойных сыров. Яркий пример – развитие отечественного виноделия. В отрасль пришли значительные инвестиции, появился качественный продукт.

Подвела итоги дискуссии Елена Дыбова. «Надо дать шанс нашим предприятиям встать на ноги. Надо жестко биться за собственные товары, за свою экономику. Это задача современного этапа. Пришло время серьезно лоббировать интересы отечественных производителей», - заключила вице-президент ТПП РФ.

В бизнес-завтраке также приняли участие GR директор СберМаркета Павел Глухов, GR директор Торгового дома «Детский мир» Алексей Иванов, руководитель отдела продаж компании «СБЕРМЕГАМАРКЕТ» Антон Сиземин, директор по взаимодействию с органами государственной власти компании «Wildberries» Алексей Духанин, директор по связям с органами власти «Ситилинк» Артем Глущенко.   

Пресс-служба ТПП РФ, С. Осипов

Видео