ТПП РФ представила свое видение подготовки кадров для семейного бизнеса

9 февраля Юлия Шишкина, директор Департамента реализации специальных проектов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, представила проект «100 Надежд Бизнеса» участникам круглого стола «Подготовка кадров для пищевой (хлебопекарной) отрасли: действующая система и новые реалии», проходящего в рамках деловой программы международной выставки «Продэкспо-2023». Этот проект реализуется при участии Автономной некоммерческой организации «Центр поддержки и развития предпринимательства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации».

«Одна из ключевых проблем малых и средних предприятий в России – дефицит профессиональных рабочих кадров. Последний проведенный нами опрос показал, что у 57% МСП есть потребность в найме 1-5 сотрудников, у 17% – от 6 до 10 сотрудников, а 26% респондентов испытывают постоянный кадровый голод. При этом более половины предпринимателей тратят до 3-х месяцев на поиск подходящего сотрудника. По мнению подавляющего большинства (93%) участников опросов, корень кадрового голода кроется в отсутствии устойчивой связи между бизнесом и образовательной системой, которая, не получая актуальной информации о нуждах и потребностях рынка, готовит массу невостребованных специалистов. Также предприниматели подчеркивают и невысокое качество подготовки выпускников, поскольку их обучение ведется на устаревшей материально-технической и производственной базе», - отметила в своем выступлении Юлия Шишкина.

Одним из вариантов решения этой проблемы ТПП России видит в развитии института семейного бизнеса. По данным статистики, на начало 2023 года в стране было зарегистрировано около 6 миллионов субъектов МСП – из них семейные компании, по экспертной оценке, составляют 74%. В целом, это около 4,5 миллионов предприятий, которые создают рабочие места для членов своих семей и родственников.

Как показывает международный опыт, менее 30% семейных компаний доходит до третьего поколения. Для улучшения этой ситуации ТПП России реализует проект «100 Надежд Бизнеса», основная задача которого – сформировать систему подготовки наследников семейных бизнес-династий. В рамках проекта дети принимают участие в различных обучающих мероприятиях – тренингах, мастер классах, вебинарах, а также выполняют специальные домашние задания, которые помогают им лучше понять бизнес своих семей, включиться в него и привнести, по возможности, новые идеи.

«Мы видим, что проект уже достиг определенных результатов – у семейных предпринимателей формируется понимание того, что для успешного развития и долгой жизни бизнеса необходимо заранее готовить наследников, вводить их в суть дела, включать в бизнес-процессы», - отметила Юлия Шишкина, подчеркнув, что «еще одним неоспоримым преимуществом участия членов семьи и родственников в работе семейного бизнеса является ответственность за свою работу и эффективность. Там, где, зачастую, нужны 2-3 наемных сотрудника, справляется один член семьи, так как он вкладывает в работу все свои силы».

В апреле 2023 года стартует новый этап проекта «100 Надежд Бизнеса», благодаря которому еще больше наследников семейных компаний России получат новые знания и навыки для успешного управления в будущем тем бизнесом, который создали их родители.

Департамент реализации специальных проектов, А. Ермошин