Максим Фатеев: необходимо массово привлекать компании в программу «Сделано в России»

Необходимо совершенствовать методологию отбора товаров (продуктов) и системно, поступательно создавать массовую воронку по вовлечению российского бизнеса в программу поддержки экспорта «Сделано в России» во всех регионах страны. Такое мнение высказал вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев на заседании Координационного совета по поддержке экспорта на тему «Страновое продвижение российских товаров на зарубежных рынках», прошедшем 6 июня в агентстве ТАСС.

По его словам, ТПП РФ всецело поддерживает всероссийскую программу «Сделано в России». Продвижение национального бренда крайне актуально для развития отечественных производственных компаний и экспорта российских товаров на внешние рынки, особенно в современных условиях.

«Сделано в России» должно стать знаком качества как внутри страны, так и за ее пределами, уверен Максим Фатеев. «80% субъектов предпринимательской деятельности сосредоточены в субъектах РФ, в том числе, в самых отдаленных их них. В связи с этим основная часть российских производителей, в том числе известных товаров, находится в регионах, большинство из них являются членами ТПП РФ», - отметил вице-президент Палаты. В частности, речь идет об известных брендах молочной, мясной и сырной продукции, минеральной воды, морской капусты, продукции из керамики, текстиля и других. 

Есть товары, которые широко известны в своем субъекте, но о них не знают в других регионах страны и тем более за рубежом, так как это требует больших затрат на маркетинг и рекламу, уверен Максим Фатеев. А программа «Сделано в России» позволяет производителям получить известность и высокий статус своего товара или продукта по всей стране и за рубежом. «В бизнесе не обойтись без надежной репутации и безупречных рекомендаций, особенно если вы ведете внешнеэкономическую деятельность», - отметил он.

И здесь очень важно, чтобы возможность получить сертификат «Сделано в России» на свою продукцию имел каждый российский производитель независимо от места его нахождения. В этой связи, подчеркнул Максим Фатеев,  система ТПП в России готова присоединиться к продвижению программы и донести информацию о программе «Сделано в России» до объединяемого ей бизнес-сообщества.

«Для нас очень важно быть рядом с предприятиями. Поэтому мы развиваем географию присутствия системы в каждом субъекте страны и стараемся охватить муниципалитеты. Сегодня система ТПП в России – это 147 торгово-промышленных палат, 220 представительств и филиалов торгово-промышленных палат, осуществляющих свою деятельность в 83 субъектах РФ и в 350 городах и муниципальных образованиях, включая региональные административные центры», - напомнил вице-президент ТПП РФ. И добавил, что региональные ТПП объединяют порядка 54 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности, 66% из которых составляют субъекты малого и среднего бизнеса. Более  200 тысяч субъектов предпринимательства являются партнерами и клиентами палат. Членами ТПП России являются 196 объединений предпринимателей и 90 коммерческих организаций, действующих на федеральном уровне. При этом «Производство» и «Сельское хозяйство» входят в пятерку основных видов деятельности членских организаций ТПП РФ.

«Институт торгово-промышленных палат – общепризнанный во всем мире инструмент взаимодействия бизнеса разных стран. Поэтому работа на международной арене традиционно входит для нас в число приоритетных, - отметил Фатеев. - ТПП России обладает уникальными, исторически наработанными контактами по всему миру, зачастую мы выступаем основным каналом коммуникации между российским и зарубежным бизнесом».

Зарубежные представители ТПП РФ охватывают своей деятельностью более 40 государств. Опорным звеном в международной деятельности Палаты являются 76 деловых советов по сотрудничеству с зарубежными странами, напомнил Максим Фатеев.

«Сегодня мы работаем в принципиально новых экономических реалиях. ТПП РФ – одно из ключевых звеньев в системе информационных потоков импортозамещения в стране, а также поиска новых рынков сбыта. Используя свои наработанные межрегиональные и международные связи, ТПП РФ участвует в продвижении отечественных товаров в России и за рубежом», - подчеркнул Максим Фатеев.

В этом году ТПП РФ отмечает юбилей – 100-летие экспертизы ТПП, начиная с первого Бюро товарных экспертиз, созданного в 1923 году в городе Петрограде. Вековая история экспертизы в России неразрывно связана с историей ТПП РФ.

«Сегодня экспертная система ТПП в РФ включает крупнейшую в стране независимую национальную экспертную организацию - АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ (SOEX), которая является партнёром программы «Сделано в России». Это более 140 экспертных подразделений в 83 регионах страны и более 2000 профессиональных экспертов», - уточнил Максим Фатеев. И напомнил, что эксперты ТПП оказывают все необходимые виды экспертных услуг для бизнеса, в том числе основная работа связана с экспертизой качества и безопасности товаров и продуктов.  

ТПП РФ является единственной в стране организацией, уполномоченной выдавать документы для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ в соответствии  с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719. Эксперты ТПП РФ проводят экспертизы по заявлениям через ГИСП и осуществляют консультирование производителей по вопросам локализации производства в России для получения подтверждения производства промышленной продукции на нашей территории. «Данные компетенции позволяют ТПП выступать экспертами «Сделано в России» по отбору товаров для получения сертификатов программы», - отметил вице-президент Палаты.

Кроме того, отметил он, система ТПП в России реализует проект «Реестр надежных партнеров» - единый национальный банк данных компаний, которые добросовестно ведут свою деятельность. Экономическая ситуация в компаниях, включенных в реестр, гарантировано подтверждает их деловую репутацию и надежность. На сегодняшний день в реестре зарегистрировано более 300 организаций.

«Система торгово-промышленных палат в России открыта к сотрудничеству на всех уровнях, готова предоставлять экспертные и сервисные возможности, наработанные межрегиональные и международные связи, использовать географию присутствия для продвижения проекта «Сделано в России»», - подытожил Максим Фатеев.

Со своей стороны генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина отметила, что готовится перезапуск бренда «Сделано в России», где, в частности, будет уделено большое внимание взаимодействию с российскими институтами поддержки бизнеса. Это позволит получать прямую обратную связь от бизнеса и Центра в вопросах выхода отечественных компаний на мировые рынки, отбирать наиболее перспективные региональные компании, искать для них контрагентов и рынки за рубежом. Здесь не обойтись и без государственной поддержки предприятий, особенно по части субсидирования логистики, упрощения валютных трансакций, привлечения инвестиций в производство и повышения качества российской продукции.

Как отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, эксперты бизнес объединения провели опрос среди компаний-членов. 78% респондентов полагают, что российские компании должны быть встроены в мировую экономику. Это, в частности, позволит сохранить потенциал и конкурентоспособность отечественных не сырьевых компаний. При этом важно понимать, что поскольку меняется география экспорта в сторону стран Востока, Африки и других дружественных государств, следует учитывать особенности экспорта по этим направлениям. При этом 96% опрошенных полагают, что для успешного экспорта нужны дополнительные меры поддержки. В этой связи, уверен глава РСПП, перезагрузка проекта «Сделано в России» может стать отличным драйвером для последующей «докрутки» компаний до мирового уровня.

С этой позицией согласился Виктор Вексельберг, руководитель экспертной группы «Экспорт товаров и услуг» в рамках программы «Трансформация делового климата». По его мнению, еще многое предстоит сделать по части создания соответствующей инфраструктуры для эффективной отправки не сырьевых товаров за рубеж. Он также отметил работу Федеральной таможенной службы, которая, в частности, упростила процедуру прохождения через границу скоропортящихся российских товаров. Кроме того, в рамках «Сделано в России» следует более активно работать с российскими торговыми представительствами за рубежом и в рамках межправительственных комиссий.

Алексей Репик, председатель «Деловой России», считает, что в новом формате «Сделано в России» необходимо более плотно взаимодействовать с финансовыми институтами, находить пути поддержки производства российской продукции в новых, ранее не экспортируемых сегментах.

Александр Калинин, президент «Опоры России», уверен, что у отечественных производителей несырьевых товаров большой потенциал на южных, юго-восточных, африканских и китайских рынках. И в новой стратегии развития бренда «Сделано в России» следует сделать акцент на поддержке малых предприятий. Он привел пример зарубежных бизнес-миссий, которые проводит «Опора России»: они приносят десятки новых контрактов. По его словам, зарубежные игроки готовы сотрудничать с российским малым бизнесом, покупать и реализовывать нашу продукцию в полном объеме.

 

Координационный совет по поддержке экспорта был создан в 2020 году. В состав совета входят руководители деловых объединений (РСПП, ТПП РФ, «Деловой России» и «Опоры России»), Российского экспортного центра и экспертной группы «Экспорт товаров и услуг» программы «Трансформация делового климата».

 

Пресс-служба ТПП РФ, Т.Абдуллаев

Видео