Шеринг как устойчивый тренд и ответ на усиливающуюся информатизацию сферы образования

За годы своей работы международная конференция «Женщина – лидер» Ленинградской областной ТПП стала неотъемлемой частью программы мероприятий Петербургского международного экономического форума. В этом году ее тема - «Постковидный мир и шеринговая экономика». В рамках стартового дня деловой программы ПМЭФ эксперты, лидеры мнений обсудили вопросы коллективного потребления в рыночной и прагматичной экономике.

«Шеринг-экономика бросает вызов основным ценностям общества потребления. Философия обогащения все больше становится неактуальной, а частная собственность вообще не интересна. Если до пандемии шеринг был одним из ключевых трендов, то сегодня это серьезный вызов обществу», – отметила модератор дискуссии, вице-президент ЛОТТП Елена Дюкарева.

Уже сегодня существует несколько тысяч платформ для совместного использования ресурсов, работающих почти во всех секторах экономики по всему миру. Они дают новые финансовые механизмы владения транспортом, недвижимостью, сельскохозяйственными активами и многим другим.

По мнению участника сессии, ректора АНО ДПО «МИМОП», заместителя председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, д.э.н. Анны Палагиной, в огромной степени это относится к сфере образования, в минувшем пандемийном году массово «перебравшемся» на онлайн платформы.

Справочно: Понятие «шеринг-экономика» (sharing-economy) - «экономика совместного использования» (иногда термин переводят как «разделяющая экономика», «долевая экономика», «экономика сотрудничества и участия») появилось в 2000 году.

Шеринг-экономика растет стремительно. И если, по данным РБК, 2014 году ее объем оценивался в 14 млрд долларов, то к 2025 году предполагается рост до 335 млрд долларов. Несмотря на то, что 45% всех существующих в настоящее время шеринговых сервисов были созданы в США, это направление развивается во многих странах.

770 млрд руб. составил объем рынка услуг шеринга в России в 2019 году, увеличившись к предыдущему году на 50%. Хотя пока 72% выручки у нас приходится на перепродажу вещей между гражданами.   Может быть мы не успели забыть когда-то популярные в СССР и исчезнувшие в перестройку пункты проката, где можно было взять на время музыкальные инструменты, посуду, технику и другие полезные, но дефицитные вещи.

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками очень мощного процесса формирования того, что можно в первом приближении назвать «шеринг-культурой». Платформы уже помогают решать проблемы частичной занятости - 2,5 млн человек подрабатывают благодаря биржам фриланса в России. Ворвавшиеся в нашу жизнь соцсети сделали потребление информации совместным, это можно назвать «коммуникационным шерингом»: мы все время должны быть на связи, мы должны присутствовать в круге коллег и друзей.

В сфере образования и науки шеринг нельзя отнести к абсолютно новым явлениям. Традиционная библиотека — это бук-шеринг. В образовании, аналитике, науке нет более ценного, чем фиксация индивидуального знания в тексте, научной школе, исследованиях и создании знаниевых активов.

Технический прогресс оказывал значительное влияние на развитие дистанционного обучения давно. С появлением радио оно начало использоваться как инструмент коммуникации между университетом и обучаемыми уже в 20-е годы прошлого века: в университетах Пенсильвании и Айовы появились программы радиокурсов. А с 1950-х годов университеты США и Европы начали активно предлагать телевизионные курсы.

Шеринг в современном образовании начался с появления многочисленных сайтов по поиску репетиторов для школьников. Что трансформировалось в бурный рост предложений на рынке онлайн-образования. Внедряется гибридное обучение, совмещающее онлайн - и офлайн-формы ( Udacity) Одновременно появились, и их число постоянно умножается, ресурсы, на которых мы постоянно ищем необходимую информацию: (Wikipedia, YouTube, Udacity). Все больше открывается компаний, которые предоставляют различные дистанционные обучающие курсы и программы. Так, Trade School Coop — это площадка обмена знаниями по бартеру, где можно бесплатно поделиться своими уникальными знаниями и навыками в обмен на другие необходимые знания.

Развиваются и бесплатные сервисы и платформы с неожиданным, но востребованным контентом, проекты, работающие по модели peer-to-peer (от потребителя к потребителю), в рамках которых ученики сами делятся друг с другом знаниями или материалами. Австралийская площадка StudentVIP позволяет студентам перепродавать подержанные учебники, помогать друг другу в освоении разных дисциплин и даже делиться собственными конспектами по разным дисциплинам. Все большей популярностью пользуются онлайн-платформы, представляющие собой сборники учебных программ от разных авторов.

Лидерами по-прежнему являются компании стран ведущих экономик, но российские игроки также заметны на этом рынке. Это Skillbox, «Нетология. Компания по изучению английского Skyeng не ограничивается «знакомством» репетитора и клиента, а включает полноценную поддержку всего процесса обучения: предоставление учебных материалов, методических наработок и сервис автоматической проверки домашних заданий.

Развитие EdTech (Educational technology) — теории и практики проектирования, разработки, использования, управления и оценки процессов и ресурсов для обучения - открыло путь для широкого обмена знаниями по всему миру без привязки к конкретной школе или университету.

Дистанционное цифровое обучение решает серьезную проблему – неравенства в получении лучшего качественного образования. И хотя 75% пользователей шеринговых услуг в России живут в городах-миллионниках, большинство из них — в Москве, тем не менее, возможность онлайн обучения делает его более доступным.

По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, люди, где бы они ни находились, могут изучать курсы Гарварда, Йельского университета, Лондонской школы экономики, МГУ. В передовых вузах мира (и России тоже) в учебной программе присутствуют сотни онлайн-курсов, в основном — «чужих» профессоров. В школах развиваются цифровые платформы, предлагающие множество вариантов уроков и самостоятельной работы.

Мы это видим на примере программ МИМОП – корпоративного Института Торгово-промышленной палаты России: за прошлый пандемийный год количество принявших участие в наших образовательных программах увеличилось кратно.

Новые технологии делают образование менее формальным и более распределенным. Образовательные продукты теряют порой излишнюю, а в сфере бизнес-образования и затрудняющую процесс обучения академичность, а место традиционных учебников занимают цифровые интерактивные комплексы. Появляется образовательная среда, где исчезает грань между основным и дополнительным образованием, среда «новых компетенций». Это плюсы.

Но, как и во всех сложных процессах, очевидны проблемы и риски. И в первую очередь возникает вопрос удовлетворенности «потребителя» образовательного продукта: соответствует ли цифровизация образования ожиданиям студентов?

Уверенности в этом нет. Более того, есть исследования, которые показывают, что, с одной стороны, чтение лекции под диктовку и доклады на семинарах предсказуемо видятся большинством студентов, как отжившие себя формы. Но потребность в живом контакте с преподавателем в аудитории остается для студентов намного ценнее, чем онлайн-обучение, которое они воспринимают с настороженностью.

При этом примерно треть опрошенных студентов считают, что онлайн-курсы должны проводиться редко, хотят развивать личностные умения, которые они не связывают с цифровой средой: лидерство, предпринимательство, работа в команде, управление проектами.

Да, мировой рынок онлайн-обучения за два года вырос на 238 %: с 107 млрд долларов до 255 млрд долларов. Быстро растут глобальные платформы МООК — массовых открытых онлайн-курсов. Число их слушателей уже сопоставимо с числом студентов вузов. С другой — средний процент тех, кто закончил МООК-курсы, дошел до финиша обучающей программы, не превышает 15 %.

И хотя капитализация самой успешной компании этого сектора - Coursera, которая объединяет более 40 млн слушателей, имеет свыше 3200 курсов, на платформе которой можно найти курсы ведущих российских вузов, - в 2019 году превысила 1 млрд долларов, по оценкам Максима Спиридонова — генерального директора «Нетологии-групп», средний показатель удержания студентов на ней - всего 4%. Причем студенты не доходят до конца курсов вне зависимости от того, платят они за них или нет.

И это ещё один вызов для образования для взрослых и ДПО: получение результата или имитация, овладение всем необходимым образовательным контентом для дальнейшей профессиональной деятельности или некая форма самозанятости. В целом есть, что обсуждать и над чем думать.

Очевидно, что шеринг-экономика – это новая комфортная для многих коллективная философия. И образование уже стало её важной частью.

Источник: https://video.tpprf.ru/novosti/news/7110/