Взгляд на проблему госрегулирования цен на продукты питания

Председатель Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Петр Чекмарев  

Прошедший год стал одним из наиболее сложных для мировой и национальной экономики: энергетический кризис, пандемия коронавируса и связанные с ней карантинные ограничения негативно отразились на положении бизнеса, доходах населения, определили динамику роста цен на продовольственные товары в течение 2020 года. В январе 2021 года цены на продукты питания выросли на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В конце 2020 года Президент России Владимир Путин подписал закон, дающий Правительству Российской Федерации новые права по регулированию цен на социально значимые товары. В соответствии с этим законом Правительство России имеет право устанавливать на отдельные товары предельные розничные цены на срок не более 90 календарных дней. В настоящее время в перечень этих товаров входят говядина, свинина, баранина (кроме бескостного мяса), мясо курицы (кроме куриных окорочков), рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, мука, хлеб, рис, пшено, гречка, вермишель, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки.

Первыми в 2020 году под регулирование путем заключения соглашений между организациями торговли, поставщиками и Правительством РФ попали цены на сахар и подсолнечное масло: до конца первого квартала 2021 года предельные розничные цены на них установлены на уровне 46 руб./кг и 110 руб./л, отпускные цены производителя — на уровне 36 руб./кг и 95 руб./л. Регулирование цен на сахар продлено до 1 июля, а по подсолнечному маслу – до 1 октября 2021 года.

Однако существуют серьезные опасения относительно того, что подобное ручное управление и вмешательство в рынок со стороны государства может привести к нарушению эффективности работы рынка и снижению мотивации производителей.

Рентабельность многих производств в 2020 году упала из-за роста издержек, изменения курсов валют и прочих факторов, и агробизнесу в нынешних условиях приходится очень тяжело. При этом регулирование стоимости продуктов питания со стороны государства не предусматривает фиксации стоимости сырья или оборудования, так что производители будут постоянно сталкиваться с ростом цен на сырье и комплектующие.

Расширение подобных практик несёт в себе существенные риски:

  1. Возникновение дисбаланса спроса и предложения на рынке и как следствие – дефицит отдельных категорий товаров и сокращение ассортиментной линейки торговых предприятий.
  2. Искажение ценовых индикаторов и создание барьеров для развития производства в стране, сокращение числа хозяйствующих субъектов, в первую очередь, малых и средних предприятий в регионах, рост концентрации бизнеса.
  3. Повышение цен на товары первой необходимости из низкого ценового сегмента, из-за исключения возможности кросс-категорийного субсидирования за счёт более дорогих позиций.
  4. Резкое повышение цен после снятия длительных ограничений ввиду объективного роста издержек производителей.
  5. Потенциальные спекуляции, как со стороны компаний-трейдеров, не вошедших в соглашения и реализующих товары по ценам значительно выше зафиксированных Правительством, так и недобросовестных поставщиков, удерживающих объемы товаров с целью реализации их по рыночной цене после снятия ограничений.

Эффективной альтернативой государственному регулированию цен и дополнительным стимулом роста спроса со стороны населения на продукты питания является адресная продовольственная помощь для поддержки наиболее уязвимых малообеспеченных категорий населения. Подобная практика широко применяется в мире. Стимулирование внутреннего спроса за счет увеличения покупательной способности населения, в том числе малоимущих его слоев, позволит частично компенсировать потери товарооборота, которые возникают из-за введения необоснованных внешних санкций и, как следствие, ухудшения материального положения всего населения страны.

Такую помощь можно будет использовать только для покупки продукции отечественного производства, а, значит, это будет способствовать тому, что сельское хозяйство увеличит объем производства, соответственно, вырастут объем транспортировок, потребление электроэнергии, объем работ машиностроительных заводов, которые будут выпускать технику и различные агрегаты для сельхозпроизводителей, увеличится и товарооборот в розничной продовольственной торговле, в том числе в сегменте малого и среднего бизнеса.

Идея необходимости создания и реализации государственной программы адресной поддержки малоимущих слоев населения, которая обеспечит доступность качественных товаров первой необходимости для данной категории населения, находит все большую поддержку бизнес сообщества.

Источник: https://www.gosrf.ru/regionsnews/predsedatel-komiteta-tpp-rf-po-razvitiyu-agropromyshlennogo-komplek...