Предприниматели должны иметь возможность для оперативного изменения своих кодов ОКВЭД

Председатель Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого 

и среднего предпринимательства  Александр Соколов 


В период распространения коронавирусной инфекции в целях определения категории наиболее пострадавших предприятий при оказании мер государственной поддержки применялся отраслевой подход. При этом многие малые и средние предприятия не смогли получить поддержку по причине того, что их фактически осуществляемый вид деятельности не соответствовал тому, который был указан в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в разных государственных информационных системах содержатся разные сведения об основном коде ОКВЭД организаций и ИП.

Далее - существует недостаточная детализация кодов ОКВЭД организаций и ИП в ЕГРЮЛ и ЕГРИП; по данным ФНС России, например, детально (4 и более знаков) код ОКВЭД указан у 22% предприятий и ИП, 4 знака указали 68%, менее 4 знаков – 10%. А в ФСС ежегодно подтверждают свой код ОКВЭД только 33% всех организаций и ИП.

Вполне естественно, что возникла ситуация, когда необходимо сформировать унифицированный методологический подход к определению и использованию кодов ОКВЭД, а также созданию единой базы данных. Ведь в настоящее время для этой цели используются базы данных ФНС России, Росстата и ФСС, каждая из которых имеет свои принципы формирования и цели использования. Из-за разницы в методологических подходах, например, одна и та же организация может иметь разный основной код ОКВЭД в каждом из этих трех ведомств.

Учитывая, что для разных организаций и ИП основной вид деятельности может изменяться из года в год, полагаю необходимым предусмотреть ежегодную подачу заявления в налоговые органы совместно с ежегодной же налоговой декларацией в виде заявления о подтверждении основного вида деятельности и 2 - 3 второстепенных видов для каждой организации и ИП по такому же принципу, как это сделано с ФСС (заявление подается для расчета тарифа страхования при наличии наемных работников).

Количество кодов ОКВЭД по предприятию должно быть увязано с реально ведущейся деятельностью, с возможностью для предпринимателя в уведомительном порядке открыть или закрыть тот или иной ОКВЭД по мере необходимости. В связи с этим считаю, что необходимо предоставить предпринимателям возможность на бесплатной основе актуализировать информацию по кодам ОКВЭД в единой базе данных через личные кабинеты в уведомительном порядке – в случае целесообразности и необходимости - на основании их собственных данных по объему выручки.

Для ИП без сотрудников налоговая служба может ежегодно уточнять основной ОКВЭД самостоятельно на основании данных, указываемых предпринимателями, применяющими УСНО, в ежегодной декларации (форма КНД 1152017). Предприниматели без наемных работников, применяющие патентную систему налогообложения, указывают вид деятельности при подаче заявления на получение патента (форма по КНД 1150010). Налоговая служба также может самостоятельно ежегодно эти сведения обновлять.

Думаю, что увязывать поддержку бизнеса со стороны государства в кризисных условиях с кодами ОКВЭД и требовать выделения какого-либо вида деятельности как основного не совсем корректно. Для этого возможно использовать другой критерий, в качестве которого может выступать снижение объема выручки предприятия за определенный период (критическая величина снижения объема выручки может быть обсуждена дополнительно) по любому направлению деятельности, поскольку объемы выручки по разным видам деятельности могут существенно меняться.

При использовании такого подхода мерами государственной поддержки можно было бы охватить значительно большее количество предпринимателей, которые пострадали от кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции.

Источник: https://video.tpprf.ru/novosti/news/6678/