Владимир Маслов: снижение эквайринговой комиссии популяризирует услугу в предпринимательской среде

Директор Департамента цифрового развития  Владимир Маслов


26 ноября 2018 года заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак провёл встречу с участием представителей Минпромторга, Минэкономразвития, Минюста, Минсельхоза, ФАС и Роспотребнадзора, отраслевых ассоциаций (союзов) производителей и продавцов товаров, по итогам которой было дано поручение до 1 февраля 2019 года представить в Правительство Российской Федерации предложения по снижению размера комиссионного вознаграждения.

Вопрос о снижении эквайринговых ставок и их неравномерности для разных сегментов розничной торговли ритейлеры поднимают не впервые. В первую очередь проблема высокого комиссионного вознаграждения в пользу обслуживающего банка актуальна для сегмента малого бизнеса и ИП: мини-кофеен, цветочных киосков, несетевых розничных магазинов, где средний чек не превышает 300 рублей, поскольку ритейлеры несут дополнительные финансовые издержки. В то время как для таких сегментов, как например: авиаперевозок, сетевых гипермаркетов и пр. крупных ритейлеров стоимость эквайринговых комиссий существенно ниже. Высокая стоимость обслуживания российских транзакций является одним из главных факторов, сдерживающих развитие безналичных платежей в нашей стране. Чтобы ускорить цифровизацию в ритейле и увеличить долю безналичных платежей в торговле (в последнее время процесс перехода на безнал застопорился из-за противодействия со стороны бизнеса и власти - активно думают о путях решения проблемы), принято волевое решение радикально снизить в 2019 году банковские комиссии за эквайринг.

По сути, комиссия, которую платит ритейлер обслуживающему его банку-эквайеру, складывается из стоимости комиссии в пользу платежных систем (МИР, VISA, MasterCard, UnionPay) и стоимости оборудования, которое предоставляет банк-эквайер. С покупателей, расплачивающихся картами, по правилам платежных систем дополнительную комиссию российским ритейлерам брать запрещено. За нарушение этого правила платежная система вправе не только оштрафовать обслуживающий ритейлера-нарушителя банк-эквайер, но и отозвать лицензию на эквайринг.

В свою очередь, платежная система из суммы комиссии, полученной от банка-эквайера, перечисляет банку-эмитенту вознаграждение, которое многие банки возвращают своим клиентам в виде cash-back или аналогичных программ. В конечном итоге ритейлер получает выгоду только за счет большего охвата аудитории за счет клиентов, которых по разным причинам привлекает возможность оплатить покупку безналичным расчетом.

Снижение комиссии за эквайринг - позитивная новость для сферы торговли, ведь в большинстве европейских стран, а также в США комиссия за эквайринг существенно меньше. Однако в случае принудительного снижения этих комиссий пострадают cash-back-программы и программы лояльности, поскольку существуют из средств, получаемых банками-эмитентами. Стоит заметить, что по итогам проверки ФАС не обнаружила каких-либо нарушений в работе платежных систем, что позволяет сделать вывод о том, что снижение комиссии, вероятно, будет осуществляться за счет банков-эквайеров. Однозначно, те банки-эмитенты, которые имеют большой охват клиентов, могут себе позволить обслуживать ритейлеров по низким ставкам, поскольку в этом случае комиссия в пользу платежных систем минимальна. Означает ли это, что в нашей стране останется в конечном итоге 1-2 крупных банка, оказывающих эту услугу, покажет время.