Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев
Трудовые ресурсы – главная ценность для любого предприятия. И их качество определяет успех развития бизнеса. Увеличение производительности труда при максимальном сокращении издержек – задача, которая заботила руководителей бизнеса во все времена.
Информатизация и вступление в век цифровых технологий позволили расширить инструментарий по решению указанных вопросов. К примеру, сегодня нас не удивляет термин «фрилансер» или «удаленный офис». Однако, нам необходимо использовать «цифровой инструментарий», применяя его на всех этапах: от подготовки кадров до их выхода на пенсию.
Внедрение цифровой экономики в сферу трудовых взаимоотношений, на наш взгляд, является необходимым условиям не только для соответствия сегодняшним реалиям, но, что возможно, важнее – для процветающего будущего новых поколений.
Необходимо совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами. Если раньше потребность «перезагрузки» системы образования возникала раз в 20–30 лет, то сейчас нужен механизм ее актуализации раз в 2–3 года. Те базовые знания, которые получают выпускники ВУЗов, к сожалению, не соответствуют условиям и темпам развития современного трудового рынка.
Необходимы «прорывные» знания и навыки. Такие знания и умения формируются только в «прорывных» проектах, где совпадают роли носителя и создателя новых компетенций.
Безусловно, что крупным компаниям проще «упаковать» кадры. Итоги реализации успешных проектов и методология их реализации упаковывается в кейсы, которые составляют основы образовательных программ.
К примеру, по такому принципу работает Корпоративный университет Сбербанка, деятельность которого направлена на обучение конкурентоспособного персонала, как с точки зрения российских критериев качества образования, так и международных.
Современное образование должно пересекаться с концепцией «soft skills» — гибких навыков (способностей), позволяющих человеку быть успешным в любой профессии и во внепрофессиональной жизни. К гибким навыкам относят умение убеждать и находить общий язык с людьми, способность работать в команде, способность охватывать своим пониманием сложные системы, находить нестандартные решения.
В свою очередь, Палата России содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в РФ, участвует в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области. Многие торгово-промышленные палаты ведут образовательную деятельность, создают учебно-деловые центры. «Международный институт менеджмента объединений предпринимателей» (АНО ДПО «МИМОП») ТПП РФ реализует программу подготовки кадров для предпринимательского сообщества и делает это в «оффлайн» и «онлайн» режимах, что позволяет охватить значительное число слушателей.
Также при ТПП РФ создан и активно работает Комитет по содействию профессиональному и бизнес-образованию, базовым ВУЗом которого является РЭУ им. Плеханова. Комитет в т.ч. работает над тем, чтобы ВУЗы и СУЗы страны как можно скорее адаптировались к изменяющимся условиям и предлагали работодателям с необходимыми базовыми знаниями.