Максим Фатеев, вице-президент ТПП РФ
Торгово-промышленная палата Российской Федерации проводит работу с предпринимательским сообществом, выявляя некомфортные моменты, которые затрудняют ведение бизнеса, а значит – отрицательно влияют на улучшение общего экономического положения России.
Остановлюсь на некоторых составляющих, являющихся важной частью общего процесса финансовых взаимоотношений, влияющих, в том числе, на инвестиционную привлекательность.
В последнее десятилетие в нашей стране были созданы условия для перехода от преимущественно наличного денежного обращения к безналичным платежам, а также к упрощению ведения финансовых взаиморасчетов. Безусловно, произошедшие за последнее время перемены в финансовой сфере можно назвать революционными: появились новые формы безналичных расчетов, внедрены в платежный оборот новые платежные инструменты, население страны все больше стало предпочитать безналичный расчет наличному, раздвинулись границы совершения этих платежей – в том числе, ведение бизнеса, где контрагенты находятся в разных странах.
Однако невозможно не отметить, что, несмотря на все появившиеся возможности, еще сохраняются неудобства в сфере межбанковских платежей, в моделях «банк – банк», «банк – клиент», особенно, если это связано с зарубежными платежными системами и международными транзакциями.
От способа организации межбанковских расчетов, зависят не только своевременность расчетов в сфере обращения, но также зависят устойчивость экономического развития страны, а в конечном итоге - международная интеграция российских финансовых институтов.
Почему это важно? В качестве примера, напомню об отказе международными платежными системами Visa и MasterCard в обслуживании клиентов нескольких российских банков, произошедшем несколько лет назад, и последовавшие за этим изменения в действующее на тот момент законодательство о национальной платежной системе.
Уверены, что изменения, вносимые в законодательство страны, не должны диктоваться нам извне, они должны проводиться исключительно для блага граждан и делового сообщества, для их комфорта и защищенности, для обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы и ее гибкого взаимодействия с общемировой системой.
Думаю, что необходимо продолжить работу над совершенствованием правового и технологического механизма межбанковских расчетов.
Для достижения этой задачи, одной из важных составляющих являются создание условий и требований к развитию технической инфраструктуры и обеспечение ее свободного использования платежными системами. Они должны способствовать повышению технической безопасности, а в случае сбоев и иных нарушений – применению ответственности, распределенной на все стороны процесса.
Таким образом, будут созданы не только более комфортные, эффективные условия для ведения бизнеса как на территории России, так и в международном пространстве, но и предоставлены более широкие возможности гражданам, желающими инвестировать свои деньги и получать дополнительный заработок.
Краудинвестинг, то есть акционерный краудфандинг, пожалуй, можно назвать одной из самых демократичных форм инвестирования. Также отмечу, что законодательные акты, регулирующее этот вопрос, еще необходимо совершенствовать.
Краудинвестинг относится к альтернативному виду инвестирования, а скорее, микро-инвестирования, но, тем не менее, его важность вполне очевидна: большое количество стартапов получило возможность для своего создания и успешного развития именно благодаря этой форме микро-инвестирования.
Трудно переоценить важность микро-инвестирования, в том числе, для граждан, не имеющих свободных финансовых средств в большом количестве, но желающих иметь дополнительный доход.
Отмечу, что если в России краудинвестинг пока еще рассматривается как инструмент только для частных инвесторов, то за рубежом с краудвестинговыми площадками уже активно работают банки, и фонды – как частные, так и государственные.
Одна из основных проблем — отсутствие законодательно закрепленного определения краудинвестинга. Это мешает вносить в налоговый кодекс изменения, связанные, например, с отменой или упрощением порядка уплаты НДФЛ заемщика при привлечении средств через площадку. Заемщику приходится формировать справки 2-НДФЛ и сдавать отчётность по всем инвесторам.
Инвесторы недоверчиво относятся к краудинвестингу и не рискуют вкладывать деньги, так как, из-за пробелов в законодательстве, не уверены в своих правах и возможностях контроля проинвестированных средств.
На сегодняшний день российские краудинвестинговые площадки имеют каждая свой, отличный от других площадок, объем финансирования и различные типы корпоративных клиентов. Это позволяет им избегать прямой конкуренции и даже сотрудничать — рекомендовать компаниям, которые не подошли им по критериям, другие площадки.
Несмотря на еще существующие барьеры, несовершенную законодательную базу, инвесторов стало больше. Количество людей, которые совершили не менее одной сделки через краудинвестинговые площадки, за 2017 год выросло более чем в 11 раз — до 14 тыс. человек.
Думаем, что в вопросе краудинвестинга необходимо совместно со всеми заинтересованными сторонами проработать вопрос законодательного подкрепления этого, безусловно, перспективного вида альтернативного инвестирования.
Продолжая тему развития предпринимательства в его разных формах, нельзя не отметить новые инструменты, в последнее время активно обсуждаемые в деловых, банковских кругах и госструктурах.
Так, например, недавно на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошло обсуждение проекта законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». В обсуждении проекта принимали участие представители регионального бизнеса Российской Федерации, а также ведущие юристы г.Москвы. На проект поступило большое количество письменных и устных замечаний.
Большинство коллег указало на значимость этого документа как первую публичную попытку в Российской Федерации предложить юридическое определение базовым понятиям, принятым и используемым в сложившемся криптомире.
Ценным, по мнению коллег, является также вклад Палаты России в разработку механизма правового регулирования процесса привлечения инвестиций с использованием технологии блокчейн – краудфандинга.
После всестороннего обсуждения, было предложено осуществлять регулирование процесса краудфандинга на базе краудфандинговых площадок, юридических лиц, прошедших аккредитацию в специально уполномоченном государственном органе. Подробно разработаны требования к организатору краудфандинга, и порядку совершения сделок в процессе осуществления краудфандинга.
Вместе с тем, ряд положений законопроекта вызвал озабоченность представителей российского криптосообщества.
Отмечалось, что основным недостатком законопроекта является предложение по созданию еще одной банковской структуры, уполномоченной осуществлять операции в криптовалюте.
Введение в российскую банковскую систему еще одного уполномоченного банка по операциям с криптовалютой может сделать бессмысленной технологию блокчейн в области оборота криптовалют и, как следствие, приведет к уходу криптосообщества из российской юрисдикци.
Одновременно на мероприятии были рассмотрены и альтернативные предложения по регулированию российского рынка оборота криптовалют.
Авторами указывалось, что в Белоруссии уже создан правовой прецедент по регулированию цифровой экономики. Речь идет о Декрете Президента Республики Беларусь от 22.12.2017 г. Этим декретом, отмечают авторы замечаний, положен конец бесконечным дискуссиям о путях развития цифровой экономики. Дан четкий вектор, по которому Национальный банк Белоруссии обязан в 2-3 месячный срок создать нормативно-правовую базу цифровой экономики.
По итогам обсуждения было предложено установить Указом Президента РФ основные направления, по которым должна развиваться законодательная инициатива в области регулирования цифровой экономики в РФ, учесть зарубежный положительный опыт нормотворчества, учесть предложения представителей российского криптосообщества при разработке основных направлений регулирования цифровой экономики.
Особое внимание некоторыми авторами замечаний было уделено проблеме создания российской криптовалюты. Было предложено внести в действующее законодательство уточненные определения денег, которые могут существовать в виде публичных и частных наличных, безналичных и электронных денежных средств.
Электронный крипторубль может являться законным средством платежа на всей территории Российской Федерации, включая оплату налогов. Его эмиссия осуществляется Центральным банком РФ только через торги на специализированной российской бирже за устанавливаемые биржей фиатные и электронные денежные средства. Тем самым, по мнению авторов, будет обеспечена ликвидность крипторубля, а государство получит универсальный механизм финансирования экономики, минуя санкции иностранных банков и международной платежной системы.
Торгово-промышленная палата РФ со своей стороны готова содействовать дальнейшему обсуждению и законотворчеству в обозначенных вопросах.