Мария Красновская: Семейный бизнес трудный, но очень позитивный. Когда достигаешь успехов вместе с родными - это цементирует семью

Ангелина Грохольская: "Папа, мама, я – компания моя". Семейный бизнес за рубежом развивается давно и успешно, многие фамилии стали брендами. В России понятие семейственности еще совсем недавно носило скорее негативный оттенок, брать на работу родственников было не принято. В то же время нам есть чем гордиться – стоит вспомнить знаменитые предпринимательские династии Демидовых, Третьяковых, Мамонтовых, Бахрушиных.

Можно ли вернуть славу семейных предприятий? Поговорим сегодня об этом с нашими гостями. Мария Красновская, член Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, генеральный директор, сооснователь семейной компании, у нас сегодня в студии. Мария Павловна, здравствуйте.

Мария Красновская: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Представьте, кто с вами пришел.

Мария Красновская: Со мной сегодня пришел мой внук Марк Красновский, который, я думаю, продолжит наше семейное дело. По крайней мере, я этого очень хочу. И поэтому его мы уже немножечко приучаем, вводим в наш семейный бизнес. Он у нас очень часто бывает на производстве, он умеет у нас работать на любом станке, который у нас есть. Мы с ним осваиваем немножко бухгалтерию.

Так получилось, что история нашего бизнеса – это история нашей семьи. Как и все, в 90-е годы мы все встали перед выбором: что же делать и как быть дальше? Если говорить про меня, я считаю, что те годы немножечко сейчас принижают, потому что… Да, мы пошли все в бизнес зарабатывать деньги на жизнь, но это было время колоссальных возможностей. И в бизнес пошли люди, которые готовы были взять на себя ответственность – вот это самое главное.

Честно говоря, тогда мы все были очень окрыленные и все хотели построить "Уралмаш", в том числе и мы. И первая наша компания была организована с мужем: мы выпускали, делали двери, изготавливали решетки. И потом постепенно-постепенно перешли к кровельным материалам. У нас сейчас несколько профилированных станов стоит, поэтому сейчас мы выпускаем довольно-таки успешно черепицу, мы выпускаем металлический сайдинг, мы выпускаем профнастил.

У меня единственный сын. И я никогда не думала, что он будет работать в семейном бизнесе, потому что он получал два довольно-таки фундаментальных образования. Но, окончив институт, он сказал: "Мама, можно я попробую?" Сейчас это моя не то что правая рука, а это человек, который стоит во главе компании. Сейчас на нашем предприятии работает сын, работает его жена, хотя она совершенно… Она у нас ветеринарный врач по профессии, но она окончила бухгалтерские курсы и сейчас занимается…

Ангелина Грохольская: А это как? Невестка пришла в семью, и ей сказали: "Так, знаешь что, дорогая? Ветеринария…"?

Мария Красновская: Нет, сначала она воспитала ребенка, до школы мы его довели, чтобы он все-таки был с мамой. А потом мы решили, что надо все-таки помогать. Чем хорош семейный бизнес? Тем, что всегда можно положиться, оставить. Если все-таки наемных сотрудников приходится контролировать, то членов семьи контролировать не приходится. Ты понимаешь…

Ангелина Грохольская: Мария Павловна, а вот говорят, что в бизнесе даже друзей не бывает. А у вас родственники работают.

Мария Красновская: Да, это сложная тема, потому что иногда получается, что конфликты на работе, какие-то недопонимания переходят в личные отношения.

Ангелина Грохольская: Вы же не можете уволить невестку.

Мария Красновская: Вы знаете, я, может быть, к ней более строго отношусь, чем ко всем остальным сотрудникам, потому что я всегда ей могу объяснить: "Оля, я могу завтра уйти с работы – ну, по возрасту, еще по каким-то причинам. Вы должны сами. Поэтому с тебя я требую больше, чем со всех остальных, чтобы ты быстрее как-то становилась…" Но и работают они с большей отдачей, чем все остальные.

Вот у нас был такой случай в прошлом году. Я очень долго мечтала ввести новое направление, у нас не было такого направления, как дымники, колпаки. И вот сын сделал мне такой подарок на день рождения: они втихаря закупили оборудование (оно, правда, не очень дорогое), и самое главное – нашли людей и освоили эту технологию. И вот такой подарок. Это было действительно… Я была очень тронута, потому что это… То, что я начинала – это будет продолжаться, потому что это ему интересно делать.

Ангелина Грохольская: Вот что подарить женщине-бизнесмену. Цветов не надо.

Можно я у Марка спрошу? Марк, скажи, пожалуйста, а какую должность ты занимаешь в компании бабушки?

Марк Красновский: Пока никакую.

Ангелина Грохольская: А какую хочешь занять?

Марк Красновский: Не знаю.

Ангелина Грохольская: Ну, давай сразу в президенты холдинга.

Мария Красновская: Нет, в директора.

Марк Красновский: Ну, хотелось бы коммерческого директора.

Ангелина Грохольская: А что ты уже умеешь? Вот бабушка сказала, что ты и бухгалтерию уже осваиваешь, и можешь что-то включить, сделать.

Марк Красновский: Да, просто смотрю, помогаю, если что-то попросят.

Ангелина Грохольская: Ясненько. Но ты сразу после школы хочешь в бизнес пойти или какое-то образование все-таки?

Марк Красновский: Образование.

Ангелина Грохольская: Какое?

Марк Красновский: Пока еще точно сам не решил.

Ангелина Грохольская: Понятно. Ну, я думаю, что на семейном совете уже будет определено, куда идти, чтобы хорошо вписаться в компанию.

Мария Павловна, вы начинали в 90-е, прошлый век уже. Сейчас уже 2000-е. Есть разница ведения бизнеса вот тогда и сейчас? Сложнее? Может быть, легче?

Мария Красновская: Ну, эти временные отрезки нельзя сравнивать, потому что и тогда было тяжело, и сейчас тяжело. Тогда было тяжело, потому что мы мало что знали. У нас не хватало финансовых ресурсов для того, чтобы осуществить все, что мы задумали. Но у нас был безумный подъем. Мы знали, что мы вот летим вперед, что мы сейчас сделаем. Сейчас у нас есть определенный такой застой – мы не понимаем, куда развиваться, что надо сделать, чтобы завтра, в общем-то, заработать деньги.

Ангелина Грохольская: И быть востребованным, да.

Мария Красновская: Да, быть востребованным. В этом плане, конечно, я считаю, что сейчас тяжелее. Тяжелее тем молодым, которые приходят в бизнес, потому что у них нет такого подъема. Они очень тяжело зарабатывают деньги, нет уже таких рентабельностей. Поэтому кто сейчас вообще начинает с нуля – конечно, это очень мужественные люди.

Ангелина Грохольская: А объединения предпринимательские, которые существуют, ассоциации, которые поддерживают, допустим, та же Торгово-промышленная палата – есть помощь?

Мария Красновская: Да. Вы знаете, я сама член Торгово-промышленной палаты с 2003 года. И я считаю, что мой бизнес не был бы настолько успешным, если бы я не была еще в палате. Потому что каждый предприниматель сталкивается с определенными проблемами. И когда ты приходишь в палату, то ты понимаешь, что эти проблемы не только твои. Вот эта систематизация проблем, выход из них, который предлагает палата, как раз очень помогает. Почему я и говорю, что семейный бизнес обязательно должен быть под чьей-то эгидой, когда люди могут встретиться, обсудить какие-то проблемы, понять, что эти проблемы общие. Поэтому в этом плане, конечно, палата сейчас очень много делает для того, чтобы предпринимателей объединить.

Ангелина Грохольская: Мария Павловна, а правда ли, что у вас… не знаю, так совпало или специально вы сделали, что в названии компании есть инициалы, аббревиатура М.К., и что это инициалы всех вас, кто работает, каждого из родственников?

Мария Красновская: Да. Вы знаете, это получилось совершенно случайно. То есть меня когда-то назвали Марией в честь бабушки. Потом Максим у нас появился, потому что он Максим Алексеевич Красновский. И вдруг у нас появляется Марк, и его называют в честь Олиного папы. То есть совершенно не связанные между собой, можно сказать, люди. И вдруг на каком-то этапе мы понимаем, что мы все М.К. И наша компания действительно сейчас в своей аббревиатуре имеет это название.

Я говорю: "Вот сейчас еще пока я. Потом – папа. И следующий у нас будет Марк, который, я думаю, продолжит". Вот мой сын видел, как тяжело мы зарабатываем деньги. И он боится их потерять, он боится, иногда он принимает решения с большой осторожностью. Марк родился, когда уже предприятие было, поэтому он принимает решения значительно легче. И мне кажется, что это как раз… Поэтому я на него так надеюсь.

Ангелина Грохольская: Марк, ты рисковать можешь? Рисковый ты парень?

Марк Красновский: Ну, риск бывает оправданным, а бывает – нет.

Ангелина Грохольская: Боже мой, какой умный человек у нас сегодня в студии! Спасибо вам огромное, что пришли к нам сегодня в студию, нашли время. Я желаю вам процветания, и чтобы все у вас получалась.

Мария Красновская: Спасибо вам большое.

Ангелина Грохольская: И очень надеюсь, что слава семейных предприятий у нас в России опять возрастет.

Мария Красновская: Мы должны ее возродить, потому что… Все-таки семейный бизнес – он очень трудный, но он очень позитивный. Когда ты достигаешь успехов не просто одна, а вместе со своей семьей, то это цементирует семью в любом случае.

Ангелина Грохольская: Это вместе. Спасибо вам большое еще раз.

Мария Красновская: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Сегодня у нас в гостях были Мария Красновская, предприниматель, глава семейного бизнеса, и ее внук Марк Красновский, будущий глава этого предприятия.


Источник: https://otr-online.ru/programmi/bolshaya-strana/mariya-krasnovskaya-78091.html