Татьяна Алексеева: мы должны расширять каналы народной дипломатии

Более 25 лет возглавляет Кузбасскую торгово-промышленную палату Татьяна Алексеева. Этой осенью она с большим отрывом победила и на выборах в Государственную Думу седьмого созыва. В одномандатном округе за нее проголосовали более 70%  избирателей. В высшем законодательном органе страны она будет представлять Кемеровскую область во второй раз.

Более подробно о своей работе Татьяна Алексеева рассказала, отвечая на вопросы нашего корреспондента.   

- Татьяна Олеговна, одной из причин переноса даты выборов в Государственную Думу называли необходимость принятия бюджета депутатами седьмого созыва.  Как идет работа над этим законопроектом сейчас и каким должен стать  бюджет 2017 года? Будет ли меняться сам механизм принятия бюджета?

- Если говорить о сроках принятия бюджета, то здесь особых отклонений не должно быть. Правительство РФ внесёт бюджетные законопроекты 28 октября, 18 ноября они должны быть рассмотрены в первом чтении. Всего в блоке «Бюджетное и налоговое законодательство» 31 законопроект, который Госдума рассмотрит на ближайших пленарных заседаниях.

10 октября состоялись парламентские слушания «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики: выбор приоритетов», в рамках которых обсуждались подходы и параметры трехлетнего бюджета. После однолетнего планирования мы вновь переходим к трехлетнему циклу. По заявлениям руководства Минфина, это позволит последовательно и предсказуемо выправить накопленные дисбалансы бюджетной системы.

Среди рекомендаций, сформулированных участниками слушаний, названы такие направления, как необходимость обеспечения макроэкономической стабильности, проведение сбалансированной бюджетной политики, переход к последовательному снижению совокупной налоговой нагрузки и качественному улучшению налогового администрирования, а также укрепление финансовой самостоятельности и устойчивости регионов и муниципальных образований.

В 2016 году партия «Единая Россия» запускает процесс широкого экспертного обсуждения проекта бюджета, подключив региональные отделения. Все материалы, включая рекомендации парламентских слушаний от 10 октября, поступили в субъекты РФ, чтобы представители общественности и эксперты на местах, в том числе специалисты в сфере бюджетирования, налогообложения и финансов,смогли обсудить проект и предложить свои идеи. Считаю, тем самым сделан важный шаг, чтобы бюджетный процесс приобрел более открытый характер.

Минфин позиционирует проект бюджета как бюджет адаптации к «новой реальности» – со структурно низкими ценами на нефть, незначительными резервами и ограничениями экономического роста. Действительно ли это так – покажет время.

- В Государственной Думе прошлого созыва Вы работали в Комитете по бюджету и налогам. Сейчас стали членом Комитета по международным делам. Чем вызвана такая смена сфер деятельности и означает ли это, что вопросы экономики отошли для Вас на второй план?

- Не секрет, что роль международной политики в наши дни заметно возросла. Санкции, попытки изоляции России, враждебная риторика в отношении нашей страны, информационное противостояние западных и российских СМИ влияют на все сферы жизни. Немало случаев, когда из-за этого рушатся деловые связи, замораживаются контракты, сокращается объем торговли, возникает непонимание и даже вражда между народами. И сейчас как никогда нужно расширять каналы народной дипломатии, парламентского диалога, неформальных контактов с зарубежными партнерами. Это та «мягкая сила», которая способна сохранять диалог и взаимопонимание со всеми народами мира.

На этом фоне мой переход в Комитет по международным делам, думаю, вполне объясним. По первому образованию я специалист по английскому языку и международным коммуникациям. Но вопросы экономики, развития отечественного бизнеса, поддержки социальной сферы, материнства и детства, наказы кузбасских избирателей по одномандатному округу № 101 – это никуда от меня не уходит. В решении этих вопросов накоплен опыт, есть целая программа действий, поэтому работа будет продолжена.

То, что касается международных дел, то это тоже не новый для меня вид деятельности.

Возглавляя Кузбасскую ТПП более 25 лет, мне приходилось много внимания уделять развитию внешнеэкономических связей регионального бизнеса, расширению экспорта и кооперации наших предприятий с зарубежными. С 2007 года по решению администрации Кемеровской области палате была делегирована государственная функция по ведению международных связей  региона. К настоящему времени уже накоплен значительный дипломатический и внешнеэкономический опыт.

Сейчас в разных частях мира создаются новые рыночные конфигурации и идут межгосударственные интеграционные процессы. Важно, чтобы отечественный бизнес в этих экономических пространствах был не просто представлен, но и максимально реализовывал свой экспортный потенциал. Более того, как равноправный партнер мог бы сотрудничать в научно-технологической и инновационной сферах. 

Если рассматривать международные дела как комплекс широких государственных и общественных коммуникационных задач, то данная сфера требует нового импульса в развитии.

- Торгово-экономические отношения между Россией и странами ЕС вместе с их заокеанскими партнерами сейчас заметно осложнены санкционным противостоянием. Есть ли перспективы изменения существующей ситуации и что для этого нужно сделать?

- К сожалению, в торгово-экономических отношениях со странами ЕС и США в последние годы верх взяли не экономические интересы, а политические амбиции. Ни одна из сторон не выиграла от ограничений сотрудничества.

Должна подчеркнуть, что  с США  снижение торговли носит более медленный характер. По данным Министерства торговли США, в январе-апреле 2016 года торговля между Россией и США в сравнении с аналогичным периодом 2015 года снизилась на 31 процент (соответственно 5,92  млрд.  против 8,57 млрд. долларов). За этот же период торговля со странами ЕС сократилась почти на 24 млрд. долларов (примерно на 30 процентов).

Сейчас наблюдается рост критического отношения ряда европейских стран  к самой идеи санкций в отношении России. Там хорошо понимают, что еще год-два противостояния и будет тяжело (а в некоторых случаях и невозможно) вернуться к прежним отношениям. Ведь мировая конкуренция постоянно усиливается: высокий рост демонстрируют Китай и экономики Азии.  Быстрыми темпами развивается Евразийский экономический союз, в котором Россия играет ключевую интеграционную  роль. Уже сейчас, по мнению ряда политиков Европы, нужно думать о сближении не только на уровне отдельных государств, но и на уровне существующих интеграционных объединений – Европейского союза и Евразийского экономического союза.

Считаю, чем шире и глубже  будут экономические связи  России в разных частях мира, наше весомое  присутствие в новых экономических конфигурациях (ЕАЭС, БРИКС, рынках юго-восточной Азии), тем больше шанс на возвращение сотрудничества с традиционными партнерами на Западе.

- В прошлом году Евразийский экономический союз прирос Арменией и Киргизией. Процесс экономической интеграции на постсоветском пространстве идет достаточно быстрыми темпами. Успевает ли за ними синхронизация соответствующего законодательства наших стран?  

- Евразийский экономический союз был создан в 2015 году. Но интеграционные процессы на постсоветском пространстве стали развиваться в начале 90-х годов XX века. В том числе они затрагивали и вопросы правовой унификации. Так, на Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС (организации, которая предшествовала ЕАЭС)  с 1997 по 2012 год было принято около 80 различных модельных (типовых) законодательных актов. Все они адресованы  странам-участникам нового экономического объединения, вернее, их законодательным органам для использования в национальном законодательном процессе. Допускаю, что в этих сферах возможны различные правовые коллизии. И вместе с парламентами государств ЕАЭС нам предстоит находить нужные  законодательные решения.

- Татьяна Олеговна, над какими законопроектами, которые затрагивают интересы предпринимателей, идет сейчас работа в Государственной Думе? Ждут ли нас в ближайшей перспективе серьезные изменения, связанные с ведением бизнеса в России?

- В отношении бизнеса на осеннюю сессию вынесено много законопроектов. Общий их тренд - формирование новых экономических  стимулов в интересах этого сектора.

Например, в целях поддержки сектора малого бизнеса вносятся изменения в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части сокращения сроков оплаты поставленного товара субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в течение 10, а не 30 дней.

В этот же закон вносятся изменения в отношении предприятий, использующих вторичное сырье, занимающихся переработкой отходов. Для них предусмотрены  преференции по цене контракта, в размере до пятнадцати процентов, но не выше начальной (максимальной) цены контракта.

Это также предложения по изменению статьи 55 Налогового кодекса РФ в части распространения на индивидуальных предпринимателей порядка, согласно которому организации, созданные в декабре (с 01.12 по 31.12), не обязаны отчитываться за него. Этот период присоединяется к следующему году.

Кроме того, в интересах роста отечественной экономики подготовлены изменения в законы «Об акционерных обществах», «О несостоятельности (банкротстве)», «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

- В октябре исполнилось 25 лет со дня создания Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Как Вы оцениваете это событие и тот путь, который прошла вся система отечественных торгово-промышленных палат за эти четверть века?

- Несомненно, это знаменательное событие для всей системы или союза Торгово-промышленных палат России.

Пройден не просто значительный путь, а с помощью нашей организации и энтузиастов, которые в ней трудились и продолжают работать, сформированы практически с нуля отечественное пространство бизнеса и деловой климат, возрожден предпринимательский дух, подготовлены специальные кадры, продуманы инструменты поддержки, инициированы законодательные решения, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Система ТПП имеет огромный авторитет и доверие не только со стороны предпринимателей, но и государства. И не случайно в новом федеральном законе, принятом в конце 2015 года, торгово-промышленные палаты  наделяются более широкими полномочиями и функциями, которые позволяют формулировать стратегические направления развития российского бизнеса.

Поздравляю всех, кто причастен к деятельности ТПП РФ, с важной юбилейной датой и желаю новых перспектив, проектов, инициатив и  верного курса в экономическую непогоду. 

Подготовил Владимир Савков

Источник: http://www.tpp-inform.ru/vedomosti/biznes/39209/