Сергей Беднов: Экономическая турбулентность нас мобилизует

Задача продвижения продукции стала особенно актуальной для отечественных производителей сейчас, когда страна взяла курс на импортозамещение. Лучшей возможностью для бизнеса показать «товар лицом», установить личный контакт с потенциальными клиентами являются выставки - самый эффективный инструмент маркетинга из всех существующих.

Выставки дают толчок инновациям, способствуют генерации идей и появлению новых проектов. Об этом, а также о состоянии выставочного бизнеса в России и «болевых точках» отрасли накануне Всемирного дня выставок «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, генеральный директор АО «Экспоцентр» Сергей Беднов

- Сергей Сергеевич, в чём заключается роль выставочной индустрии в развитии глобальной и национальной экономик?

- Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность - важнейший инструмент торгово-экономической политики промышленно развитых стран. С позиции государственных интересов выставки - это эффективный механизм продвижения товаров и услуг, модернизации и диверсификации промышленных производств, роста экспорта, развития инфраструктуры крупных городов, увеличения прямых и косвенных финансовых поступлений в бюджеты всех уровней, создания новых рабочих мест.

- Как вы оцениваете состояние выставочного бизнеса в России - как отразились на нём санкции и нынешний экономический кризис в целом?

- В России ежегодно проводится более 1700 выставок общей площадью порядка 2 миллионов квадратных метров с участием 140 тысяч российских и 20 тысяч зарубежных экспонентов. По обороту выставочного рынка примерно в 800 миллионов долларов Россия занимает седьмое место в мире.

Однако на нашу страну приходится всего два процента суммарной площади выставочных центров мира, что крайне мало с учётом российских масштабов. В 2015 году выставочная активность в России снизилась. По данным РСВЯ (Российский союз выставок и ярмарок), арендованные выставочные площади сократились на 18 процентов, количество экспонентов - на 10 процентов, в том числе иностранных - на 24 процента. При этом число посетителей выставок практически не уменьшилось, что говорит о сохранении отраслевого спроса.

Но не всё так однозначно. Многие из наших западных партнёров понимают, что антироссийские экономические санкции невечны, а потому не хотят терять связь с Россией, работают на перспективу. На российский рынок выходят новые игроки из Латинской Америки, Азии, Африки, с Ближнего и Среднего Востока. Уход некоторых «иностранцев» восполняется и ростом числа отечественных компаний.

Это наглядно подтверждают крупнейшие отраслевые международные смотры, которые проходят в ЦВК «Экспоцентр». Так, в апреле этого года на международную выставку «Нефтегаз-2016» приехали 662 ведущих производителя и поставщика нефтегазового оборудования, нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий, нефтесервисных и геолого-разведочных компаний из 29 стран, в том числе из США, Канады, Японии, государств Евросоюза. Не менее представительное иностранное присутствие мы ожидаем и на следующей выставке «Нефтегаз», которая будет проходить 17-20 апреля 2017 года.

Схожая картина наблюдалась и на состоявшейся в конце мая выставке «Металлообработка-2016». Её участниками стали 950 компаний из 33 стран. Россию представляли 500 компаний и предприятий - больше, чем было на предыдущей выставке.

- Расскажите об основных трудностях, с которыми пришлось столкнуться?

- Главные проблемы российской выставочно-конгрессной индустрии порождены не санкциями и глобальным экономическим спадом. Они носят системный характер и для их решения требуется системный подход.

Я имею в виду прежде всего несовершенство нормативной базы, географические диспропорции выставочной деятельности, сосредоточенной главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и ещё нескольких городах-миллионниках, неразвитость региональной выставочно-конгрессной инфраструктуры.

Для развития современной региональной выставочно-конгрессной инфраструктуры в нашей стране должна быть разработана соответствующая федеральная целевая инвестиционная программа, а также должны использоваться механизмы государственно-частного партнёрства. Принципы такого партнёрства заложены в утверждённой Правительством и Президентом России Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Она была разработана под эгидой Министерства промышленности и торговли при активном участии экспертов Торгово-промышленной палаты РФ, «Экспоцентра» и Российского союза выставок и ярмарок.

Следующий необходимый шаг - принятие федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». Это, в частности, позволило бы снять многие нерешённые вопросы, связанные с оказанием господдержки и стимулированием участия российских предприятий и компаний в выставочных мероприятиях. Главной формой такой поддержки должно стать субсидирование участия в выставках прежде всего малого и среднего бизнеса.

- Кризис - это не только новые трудности, но и новые перспективы. Какие новые возможности для выставочной отрасли и «Экспоцентра» в частности видите вы?

- Отвечу кратко. Для экспонентов наши выставки дают возможность не терять связь с рынком и занимать позиции и ниши тех, кто по тем или иным причинам уходит с выставочного поля. А для нас, выставочников, экономическая турбулентность - это стимул для самомобилизации, поиска ещё неиспользованных резервов, новых направлений и связей в выставочной работе.

Сегодня «Экспоцентр», к примеру, нацелен на значительное расширение сотрудничества со странами БРИКС и ШОС. В то же время мы заинтересованы в дальнейшем развитии деловых отношений с нашими западными клиентами и партнёрами. Но главный наш интерес - в поддержке и продвижении российского производителя.

- В июне впервые будет отмечаться Всемирный день выставок. В чём его важность для отечественной экспоотрасли?

- С инициативой отмечать по всему миру Всемирный день выставок 8 июня выступила Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI), объединяющая ведущие выставочные организации планеты. В России основные приуроченные к нему события пройдут в Москве на центральной выставочной площадке.

В «Экспоцентр» приедут руководители выставочных компаний, представители органов власти, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций и бизнес-сообщества. Они примут участие в IX Международном форуме выставочной индустрии 5pEXPO-2016, VI Всероссийской конференции по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Состоится обсуждение проблем и путей дальнейшего развития нашей отрасли. Эксперты выскажут конкретные предложения и рекомендации.

Заявленная цель Всемирного дня выставок состоит в том, чтобы привлечь всеобщее внимание к роли выставочной индустрии в развитии глобальной и национальных экономик, международного торгово-экономического сотрудничества. В России, как и в других странах, это событие послужит дополнительным стимулом для роста выставочно-конгрессной деятельности.

Справка

Всемирный день выставок впервые состоится 8 июня 2016 года. Организатор - Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI), партнёр в России - Российский союз выставок и ярмарок. Одним из центральных событий Всемирного дня выставок станет VI Всероссийская конференция «Эффективность выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и продвижение отечественных товаров и услуг на внутренние и внешние рынки».


подготовила Елена Леводянская, фото пресс-службы АО «Экспоцентр»
Источник: https://www.pnp.ru/news/detail/130956