О времени и о профессии

Ефим Басин о том, почему без строительства нет и не будет развития экономики страны

В канун Дня строителя «Стройгазета» обратилась к почетному президенту Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Герою Социалистического Труда, заслуженному строителю России [председателю Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, ред. ТПП РФ] Ефиму Басину с предложением рассказать о себе: о времени и о судьбе, жизненном пути, плотно переплетенном с современной историей России. Ефиму Владимировичу предложение показалось интересным.

Династия

Так получилось, что я стал основателем целой строительной династии. Жена Людмила, с которой мы вместе учились в институте и кочевали по стройкам, наши сын и дочь и даже внук пошли по моим стопам и стали строителями. Даже жены сына и внука — и те одной с нами профессии.

Могло ли быть иначе? Наши дети росли на стройках и, как говорится, с молоком матери впитали особый дух, царивший там, с детства испытали все «прелести» жизни транспортных строителей с постоянными переездами и сумасшедшим ритмом.

Что же касается меня лично, то при выборе профессии свою роль сыграл его величество случай. Я мечтал, как и многие мальчишки, стать летчиком, ехал поступать в Киевский авиационный институт. Пересадка была в Гомеле, там на вокзале вдруг увидел объявление: «Белорусский институт инженеров транспорта объявляет прием на факультет ПГС» (промышленно-гражданское строительство). И что-то в сердце стукнуло. Сошел с поезда, пошел в институт. И поступил.

А сейчас радуюсь, что и дети пошли по моим стопам. Сын Олег строил нефтеналивной порт Козьмино в Находке, ставший конечной точкой знаменитого нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан». Объект был сложнейший, его сметная стоимость — 25 млрд рублей. Построили его всего за 15 месяцев. Значение и важность объекта подчеркнуты тем, что принимал и запускал терминал президент России Владимир Путин.

А звание заслуженного строителя России и благодарность президента страны Олег получил за строительство объектов к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи. Там же в Сочи мой внук Ярослав участвовал в строительстве главного медиацентра — того самого, где сегодня разместился знаменитый образовательный центр «Сириус», где проводятся крупнейшие мероприятия.

Секрет успеха

Что обеспечивает успех на этом поприще? Тут все зависит от твоего отношения к делу, степени его сложности и уровня ответственности, определяемого должностью. Если работаешь мастером, прорабом — ты думаешь, как обеспечить участок строительными материалами, техникой, чтобы не было простоев. Помню, заболел крановщик — и я сам полез на кран, чтобы работа не остановилась. Главный инженер, начальник строительного управления — это уже другой уровень ответственности: твоя обязанность — предусмотреть все риски и обеспечить строительство объектов в срок.

Мне часто случалось приходить в новые коллективы, а это всегда новые задачи. На старый авторитет опираться нельзя, каждый раз нужно завоевывать уважение коллектива заново.

Как правило, мне приходилось заменять руководителей старше себя, с большим жизненным и профессиональным опытом, а это заставляет в любой ситуации быть на высоте. Когда меня назначили начальником управления «Печорстрой», друзья говорили мне: «Куда ты едешь? Туда ведь только зеков ссылают!» А я подумал: если не мы, молодые, то кто?!

Представлять меня коллективу приехал сам министр транспортного строительства СССР Иван Дмитриевич Соснов. Он сказал мне наедине: «Я был таким же молодым, когда меня назначили начальником треста «Куйбышевтрансстрой», но я менял слабого руководителя, мне было легче, а ты меняешь сильного…»

И это действительно так: Борис Петрович Грабовский 17 лет руководил «Печорстроем», 16 лет был депутатом Верховного совета Коми АССР, три ордена Ленина украшали его грудь. Когда позже возглавил трест «Гортрансстрой», была такая же ситуация. Предприятие проваливало планы по сдаче объектов. Помню, заходим с начальником главка в зал, вижу — вокруг седые головы (я там выглядел мальчишкой!). Я сказал им: «Через три месяца мы будем получать премии!» Мне просто рассмеялись в лицо, но через три месяца премии в тресте стали получать регулярно. Нам даже переходящее Красное знамя Минтрансстроя вручили.

Как достигалось все это? Честно скажу: большим напряжением сил. Приходилось и людей держать, что называется, в кулаке, и самому работать, не считаясь ни с чем. В «Печорстрой» я привез команду энергичных молодых инженеров, работавших почти круглосуточно и всех заразивших своим энтузиазмом. Но приходили старые управленцы: «Ефим Владимирович, ослабьте гайки, а то люди разбегутся!» А я в сомнениях: ослабить — план не выполним, закрутить жестче — действительно, разбегутся. Всегда приходилось искать золотую середину.

Стройка судьбы

БАМ — без преувеличения стройка века, ставшая для десятков тысяч молодых людей школой мужества, школой жизни. Мне она дала огромный опыт работы не только со строителями, но и с руководителями регионов: дорога ведь строилась на территории шести краев, областей и двух автономных республик. Поневоле приходилось учиться дипломатии.

Масштаб стройки был уникален: строительные подразделения были рассредоточены на полигоне в три тысячи километров! Как ими управлять? На БАМе работало более ста тысяч строителей, а всего через него прошло более трех миллионов человек.

Мы выполнили огромный объем работ: только грунта отсыпали в земляное полотно 580 млн кубометров. Если загрузить его в вагоны, то поезд будет такой длины, что опояшет по экватору Землю. На БАМе построено более 2200 мостов, 8 тоннелей общей протяженностью более 30 км, а также уложено более 4 тыс. км стального пути. Среди уникальных объектов — 15-километровый Северомуйский тоннель, один из самых сложных и длинных в мире. Он строился в тяжелейших условиях высокой сейсмичности, тектонических разломов, экстремальных климатических условий. В таежной глуши на вечной мерзлоте выросло 50 городов и поселков. Замечу: строительство велось вдали от «большой земли», поэтому многие решения — зачастую непростые — приходилось принимать самостоятельно. И брать за это ответственность на себя.

К БАМу было приковано внимание всей страны. А на самой стройке царил особый дух, побуждавший молодых строителей ставить рекорды, досрочно выполнять планы. Все — от рядовых рабочих до инженеров — работали, не считаясь со временем и бытовыми неудобствами. Высокие темпы работ обеспечивали и стабильное финансирование, ритмичное снабжение: на БАМ поставки строительных материалов, оборудования, техники шли по «зеленой улице», выписывались специальные накладные с красной полосой.

Большую роль сыграли новые технологии строительства и передовая организации работ, в том числе диспетчеризация. Я знал ежесуточно объемы выполняемых работ на всех участках, а также ситуацию с поставками, вплоть до того, что и какими вагонами идет.

БАМ был великой стройкой, он дорог и важен для меня. Но после него жизнь не остановилась…

У человека должен быть дом

Сегодня стоит задача ежегодно вводить в эксплуатацию 120 млн кв. м жилья. Задача сложная, но выполнимая. Я сужу по анализу работы строителей в прошлом году: несмотря на пандемию, ввод жилья обеспечен на уровне 2019 года — 82 млн кв. м, при этом освоено более 9 трлн рублей капитальных вложений. Главную роль в этом сыграли меры, своевременно принятые правительством страны.

В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» из планируемых 120 млн кв. м предстоит обеспечить ввод 80 млн кв. м в многоквартирных домах (МКД) и 40 млн кв. м индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Текущий год показал: можно вводить половину жилья в виде ИЖС. Более того, судя по опросам, две трети людей хотят улучшить жилищные условия, построив свой дом на участке земли. Пандемия еще более увеличила спрос именно на ИЖС. Поэтому можно из планируемых 120 млн кв. м жилья в год вводить по 60 млн кв. м МКД и ИЖС. Это улучшит условия жизни 5,5 млн семей.

Но чтобы объемы жилищного строительства пошли в рост, надо создать условия. Прежде всего, разработать нормативную базу, чтобы обеспечить преференции для ИЖС, как для МКД, при этом по максимуму использовать ипотеку, доступные кредиты, проектное финансирование и эскроу-счета.

Высокий спрос на жилье может удовлетворить только перевод крупнопанельного домостроения на современные рельсы, а это — увеличение заводской готовности деталей домов, но уже другого уровня: с минимальными допусками, не в сантиметрах, а в миллиметрах. Для этого необходимо модернизировать домостроительные комбинаты, внедрить там роботизацию.

Страна готовится к рывку

Принятая программа агрессивного развития инфраструктуры позволит нам совершить мощный рывок. В рамках этой программы есть пять задач. Одна из них — комплексное развитие территорий. Вы, наверное, замечали, что стройки кипят в основном в мегаполисах? А в глубинке — тишина. Думаю, что закон о комплексном развитии территорий, принятый в декабре прошлого года, эту ситуацию изменит.

Вторая задача — новые условия жилищного строительства. Их обеспечит модернизация техрегулирования. Сегодня Минстрой уже сократил количество обязательных нормативов на 3 тыс., меньше стало административных барьеров при получении разрешений на строительство, проще условия присоединения объектов к инфраструктуре. В этой работе активно участвуют НОСТРОЙ, НОПРИЗ, эксперты Торгово-промышленной палаты РФ.

К важнейшим задачам относится и развитие инфраструктуры. Парадокс, но сегодня, в XXI веке, более 50 тыс. населенных пунктов страны не имеют надежной связи с «большой землей», особенно на Севере и Дальнем Востоке. Необходимо опережающими темпами строить федеральные и местные дороги, скоростные магистрали, порты и аэропорты.

Еще одна новация — бережное отношение к экологии, внедрение «зеленого» строительства. Давно пора этим заниматься.

И пятая задача — внедрение новых технологий строительства, увеличение производительности труда. Мы очень долго строим: на возведение многоквартирного дома в среднем уходит 27 месяцев! Это недопустимо, ибо, как известно, время — деньги. В прошлом такой проблемы у строителей не было: намечались планы на пятилетку, мы знали, какие работы предстоит выполнять — и к ним готовились. А сегодня непредсказуемость правит бал: то ли выиграешь тендер, то ли нет, будет завтра работа или ее не будет. Эта неопределенность и есть главный тормоз в движении вперед, она связана с ФЗ-44, который надо менять.

Изменить философию стройки

Этот закон ведь ставит вопрос цены во главу угла, а для строительства это не подходит. Строительный объект — не мебель, не товар, при продаже которого можно конкурировать. Не секрет, что многие демпингуют, чтобы выиграть тендер. Яркий пример — стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге. На тендере была заявлена сметная стоимость 19 млрд рублей, одна из компаний предложила построить его за 13 млрд — и выиграла тендер. Все помнят, чем все закончилось: «Зенит-Арена» превратилась в долгострой, на который потратили более 40 млрд! А компания обанкротилась, были заведены уголовные дела. И это не единственный случай.

При выборе подрядчика надо учитывать прежде всего опыт работы, профессионализм, оснащенность техникой. Чтобы были такие компании, им необходима стабильная загрузка. А для этого надо ее планировать. Это важно еще и потому, что одно дело — строить дороги, другое — гидротехнические сооружения или жилье. Нельзя допускать демпинг: он скажется на безопасности, долговечности сооружений.

Цифровизация строительной отрасли и всей экономики страны позволит в корне изменить подход к инвестиционной политике. Но хочу коснуться и другого аспекта. Сегодня в капитальном строительстве все, начиная с проектирования, нацелено на снижение первоочередных затрат, при этом совершенно не учитываются эксплуатационные расходы, а это 70% стоимости жизненного цикла объекта. Экономят на изысканиях, проектировании, на самом строительстве, причем стараются это делать все — заказчики, проектировщики, генподрядчики. Госэкспертиза тоже режет сметы по живому во имя экономии бюджетных средств. Да и сами строители экономят, применяя порой отнюдь не самые качественные материалы. В результате мы теряем гораздо больше — долговечность, надежность, технологичность объекта. А скупой, как известно, платит дважды…

Технологии информационного моделирования позволяют качественнее проектировать, выявлять все неувязки в технологии строительства, последовательности тех или иных операций. Они увязывают также графики поставки материалов и конструкций со сроками производства работ. И самое главное, технологии информационного моделирования учитывают весь жизненный цикл объекта от строительства до утилизации. Последнее имеет немаловажное значение: через 50-70 лет в наших городах предстоит утилизировать старые дома, но уже сегодня надо думать, как разбирать, вывозить и утилизировать триллионы кубометров железобетона.

Стройка меняется. Одно остается незыблемым: строительство — локомотив экономики страны. Мы вправе ожидать, что применение новых технологий и материалов позволит нам строить «умные» города, «умные» дома, «умные» дороги — и не в заоблачном будущем, а уже в ближайшее время.

Новая реальность

В 2010 году строительная отрасль перешла на саморегулирование. Процесс был непростой, мы испытывали жесточайшее сопротивление со стороны лицензионщиков. К тому же систему саморегулирования пришлось создавать с нуля: не было ни опыта, ни кадров, ни нормативной базы. Но все это мы преодолели. Главным нашим достижением считаю вовлечение профессионального сообщества в решение общих задач. Раньше многие законы принимались келейно, потом мы их критиковали: мол, не работают. А что толку махать руками, когда поезд уже ушел? Сегодня все нормативные и законодательные акты обсуждаются профессионалами еще до их принятия: на площадках НОПРИЗ, НОСТРОЙ, на заседаниях нашего комитета, в РСПП и ТПП высказываются замечания и предложения. К нашему мнению, к счастью, прислушиваются и в правительстве, и в Госдуме.

Но СРО — это прежде всего ответственность самих строителей за результаты своей работы, а они во многом зависят от качества подготовки кадров и специалистов. Их сегодня не хватает, мы за эти годы потеряли среднее профтехобразование, готовившее квалифицированных рабочих разных специальностей. Пора создавать новые ресурсные центры и разрабатывать новые программы обучения.

Кроме того, должна быть введена независимая оценка квалификации специалистов. При НОСТРОЙ и НОПРИЗ создано более 60 центров оценки квалификаций. Пока оценка проводится на добровольной основе, но я считаю, она должна стать обязательной: от этого зависит и качество, и безопасность строительства.

Еще «узкое» место в строительстве — ценообразование. Не случайно на «прямой линии» президенту страны задавали вопросы: почему металл, пиломатериалы, цемент дорожают на глазах? Меры, которые принимаются сегодня на федеральном уровне, должны остановить этот процесс. Но это не решает главную проблему: при расчете цен в строительстве мы до сих пор пользуемся давно устаревшим индексным методом. Нужно переходить на ресурсный метод ценообразования, с 2022-2023 года он должен стать основным, но для этого необходим мониторинг цен во всех регионах. И это по плечу системе саморегулирования.

И о престиже профессии

Мы должны поднимать престиж строительных профессий. Падение их популярности связано с хлынувшей на наш рынок большой массой низкоквалифицированных рабочих из ближнего зарубежья. Многим кажется: умеешь держать в руках лопату и молоток — ты уже строитель. Но это далеко не так: строитель должен обладать глубокими знаниями и навыками. Если их нет, не будет и качества.

По престижу нашей профессии серьезно ударило и появление обманутых дольщиков. Вину за обман зачастую возлагают на строителей, а это несправедливо! Деньги уводят девелоперы, владельцы бизнеса, аферисты, поэтому дома остаются недостроенными. Строители зачастую — сами жертвы обмана.

Но сегодня ситуация меняется: в последнее время профессионализм у нас начинают ценить. Впервые за 20 лет у руля строительной отрасли стоят профессионалы: вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин, глава Минстроя Ирек Файзуллин. Они прошли большую школу, имеют колоссальный опыт — нашей отрасли наконец-то повезло. Такие перемены в руководстве внушают большие надежды.

Какие шаги предстоит сделать? Сегодня на стройках не хватает специалистов. Большой вред, я считаю, нанесла нам «болонская система» образования, позаимствованная на Западе в 90-е годы. В результате наши вузы сегодня выпускают недоинженеров-бакалавров, которым надо еще два года учиться в магистратуре, чтобы стать специалистами, инженерами. Кстати, в Великобритании пытаются внедрить советскую систему, когда за 5 лет готовили инженеров по различным строительным специальностям. Нам тоже стоит к ней вернуться, но уже на другом уровне, ибо жизнь не стоит на месте.

Что еще можно сделать, чтобы поднять престиж профессии строителя? Проводить конкурсы WorldSkills среди представителей разных специальностей с демонстрацией лучших практик, технологий и материалов. Больше привлекать к этому молодежь. Радует, что такая работа уже ведется в Минстрое России: в рамках общественного совета создано движение молодежи «Я — строитель будущего!». Было правильно воссоздать и систему студенческих строительных отрядов. На БАМе мы принимали ежегодно до 100 тыс. бойцов ССО, они проходили у нас хорошую практику, многие после этого прикипали душой к профессии.

Мы должны помнить: без строек нет и не будет развития экономики страны. Именно они обеспечивают прорыв в будущее.

Источник: https://www.stroygaz.ru/publication/item/o-vremeni-i-o-professii/