300 лет Российской нефти

Российской нефтедобыче в этом году исполняется 300 лет. Зарождение промысла в нашей стране произошло благодаря Петру I, который обратил внимание на нефтяной ключ на реке Ухте. О том, как дальше развивалась отрасль, какие этапы она прошла за столь продолжительный срок, рассказывает заместитель председателя Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Генадий Шмаль. 

По одной версии слово «нефть» (нафат) — арабского происхождения, по другой «нефть» от греческого слова «синаптен» (соединять, связывать) или «афти» (разжигать, сгорать). В Древней Персии существовало огнепоклонничество. Жрецы черпали жидкость из природных скважин. Эта процедура называлась «нафтой» (нефтай). Некоторые языковеды считают природой слова индийское «нафата» (просачиваться, стекать). Оно перешло в персидский язык и трансформировалось в слово «нефть». В Европе использовали слово «петролеум» (от греческого «петра» — скала, камень, и латинского «олеум» — масло, то есть «петролеум» — земляное масло). Сегодня трудно переоценить значение "черного золота" для экономики нашей страны. 

В  XV веке Двинская летопись упоминает «горючую воду», которую использовали местные племена, собирая её с поверхности реки Ухты. К концу XVII века об ухтинской нефти узнали и в Европе: в 1692 году в Амстердаме вышла книга авторства голландского путешественника Николаса Витсена, где был описан в том числе Печорский край. «Река Ухта является притоком реки Печоры, – сообщал Витсен. На этой речке в полутора милях от Волока есть мелкое место, где выделяется маслянистое вещество, которое плавает по воде и представляет собой черную нефть».

Интерес к северной нефти проявил и первый российский император. Когда в 1721 году в Берг-коллегию поступила информация от рудоискателя из Архангельской губернии Григория Черепанова, нашедшего нефтяной ключ в Пустоозерском уезде на реке Ухте, Петр I приказал: «Нефтяной ключ освидетельствовать, взять нефтяную пробу и прислать в Санкт-Петербург для анализа». 

Город, рожденный северной нефтью. Ухту называют «жемчужиной Севера». На месте, где стояли когда-то безымянные «рабочие казармы» первопроходцев, сегодня – город с многотысячным населением, развитой инфраструктурой, проектными и научно-исследовательскими институтами, уникальными предприятиями нефтяной и газовой промышленности, машиностроения, геологии. 

Интересно, что на Кубани еще полтора столетия назад была пробурена первая в России нефтяная скважина. Кубань - по праву считается родиной российской нефтедобычи. История добычи нефти на Кубани уходит своими корнями в глубокую древность и связана, в основном, с Таманским полуостровом, его многочисленными грязевыми вулканами и выходом нефтеносных пород на поверхность через разломы и трещины.

Однако около 1111 года история Тмутараканского княжества подошла к своему завершению, и на Таманском полуострове на долгое время закрепилось правление кочевых степных племен — половцев.

С приходом на Кубань казаков, таманская нефть служила для нужд Российского флота и Черноморского казачьего войска. Еще в 50-х годах XIX века на Тамани велась добыча нефти из колодцев, причем в год добывали от 1000 до 3000 ведер.Очевидно, что начало добычи нефти уходит в далекое прошлое, однако годом рождения отечественной нефтяной промышленности принято считать 1864 г. - год перехода от ручного привода станков для бурения нефтяных скважин к механическому ударному способу (машинному бурению скважин), зачинателем которого был дворянин, гвардейский полковник Ардалион  Николаевич Новосильцев (1816 – 1878). В бассейне реки Кудако (сегодня - Крымский район Краснодарского края, Кудако-Киевское нефтяное месторождение) были получены первые фонтаны, дававшие в сутки по три бочки нефти. Как свидетельствуют очевидцы «после неимоверных усилий пробит был камень, и с необыкновенным шумом открылась сильная струя, дающая от 1500 до 2000 ведер в сутки». Это была первая в России нефть, полученная с глубины более ста саженей. 

Эта скважина «Бабушка» удостоилась обелиска. На одной из сторон обелиска первой нефтяной скважине высечены слова академика И.М.Губкина: «Долина реки Кудако является колыбелью нефтяной промышленности России». Ниже приведены слова Д.И. Менделеева: «Имя первого бурильщика Кубанского края А.Н. Новосильцева, надо думать, не забудется в России».

Итак, бурение нефтяных скважин с заменой ручных средств труда машинами впервые в России было начато в 1864 г. на Таманском п-ове Кубани. В память об этом событии 28 августа 1965 г. в СССР был учрежден Всесоюзный день работников нефтяной и газовой промышленности, который празднуется в первое воскресенье сентября. 31 августа 1964 г. советские нефтяники отмечали 100-летие нефтяной и газовой промышленности России. 2014 год - год 150-летия знаменательного события Кубани, которое благотворно повлияло на развитие нефтяной промышленности России. 

Далее велась разработки месторождений и добыча нефти в Приволжском регионе (Башкирия, Татарстан, Самарская область). Новый рывок в повышении добычи нефти связан с разведкой и освоением запасов нефти в Западной Сибири. Были открыты уникальные месторождения: Нижневартовское, Фёдоровское, Муравленковское и ряд других.

После достижения феноменальной добычи из месторождений Западно-Сибирского бассейна советская нефтяная промышленность стала проявлять признаки упадка. Западно-Сибирские месторождения были относительно дешевы в разработке и давали существенный выигрыш за счет своих размеров, а советские плановые органы отдавали приоритет максимизации краткосрочной, а не долгосрочной нефтеотдачи. Производственные объединения стремились добыть как можно больше нефти с месторождений с тем, чтобы выполнить план по добыче, при этом не учитывалось влияние последствий разработки на состояние месторождений, бурилось слишком много скважин и закачивалось слишком много воды. В 1982-1983 году был призыв Правительства 1 000 000 (миллион тонн Тюменской нефти в сутки). Вот и рвали месторождения. 

Падение было усугублено экономическим кризисом, который охватил регион в период распада Советского Союза. Развал экономики вызвал резкое падение спроса на нефть внутри страны, а экспортные мощности оставались ограниченными, и поэтому компании были вынуждены продолжать продавать большую долю нефти на внутреннем рынке, зачастую некредитоспособным потребителям. Финансовые трудности компаний спровоцировали резкое снижение объемов новых разведочных работ, объемов бурения и даже объемов капитальных ремонтов существующих скважин. В результате сложилась ситуация, которая привела к дальнейшему неизбежному падению добычи.

 

Будущее развитие

 

Добыча нефти в России окончательно прекратила свое падение в 1997 году. Независимые эксперты считают, что Западная Сибирь располагает остаточными запасами более 150 миллиардов баррелей (более 20 миллиардов тонн, а по некоторым оценкам до 100 млрд. тонн), и уровень добычи может быть в три раза больше, чем сейчас. Но ситуация осложнена плохими пластовыми условиями на уже разрабатываемых месторождениях и тем, что западносибирские месторождения обычно состоят из большего числа нефтеносных пластов, в том числе и ТРИЗами, чем месторождения в других регионах, что осложняет добычу.

Другие провинции также демонстрируют существенный потенциал. Тимано-Печорский бассейн простирается от Урала на востоке до Баренцева моря на севере. Регион характеризуется резким климатом, большая часть запасов относится к категории трудноизвлекаемых и содержит тяжелую нефть. Несмотря на это, остаточные разведанные запасы оцениваются приблизительно в девять миллиардов баррелей (1,25 миллиарда тонн), представляя хороший потенциал развития нефтедобычи в России. Остаточные запасы Восточной Сибири оценены в три миллиарда баррелей (0,45 миллиарда тонн), но неразведанные запасы могут быть в несколько раз больше. Основной проблемой этого региона является удаленность от рынков сбыта и отсутствие транспортной инфраструктуры. Нефтяные запасы острова Сахалин также представляются довольно значительными, но их разработка в наши дни сдерживается высокой капиталоемкостью.

 

Источник: kapital-rus.ru