Председатель Российско-иранского делового совета при ТПП РФ Владимир Обыденов: О диалоге бизнеса и таможенных органов

Важной составляющей диалога бизнеса с таможенными органами является взаимный обмен информацией и опытом практической работы в сфере внешнеэкономической деятельности, затрагивающей интересы обеих сторон. 

Именно на этом направлении сосредоточена деятельность регионального представителя ОС при ФТС России в Южном федеральном округе. Первостепенными задачами представителя является анализ состоянии реального взаимодействия регионального таможенного управления с участниками ВЭД, изучение эффективности использования механизмов досудебного урегулирования споров и конфликтов, в том числе и с привлечением так называемой общественной медиации, минимизации репутационных потерь с возможностью вынесения проблем на обсуждение на заседаниях ОС ФТС России и доклада объективной информации как руководству ФТС России, так и деловому сообществу. 

С целью обеспечения эффективного диалога и взаимодействия таможенных органов и бизнеса на постоянной основе функционирует электронная общественная приёмная регионального представителя. На портале ведется прием и обработка актуальных обращений делового сообщества. Проведена дополнительная работа по интегрированию информации об электронной общественной приемной в поисковые системы Яндекс и Google, а также в социальные сети. 

Поступающая в приемную информация оперативно доводится участникам внешнеэкономической деятельности и соответственно в Общественную приемную ФТС.

Из массы обращений, поступивших в общественную приемную, следует выделить следующие основные вопросы, которые выходят за рамки банального консультирования по корректности учета лицензионных платежей, срокам предоставления документов на этапе дополнительной проверки стоимости товаров и др.:

— отсутствие полноценного информационного обмена в рамках программного обеспечения декларанта товаров и «выпускающего» таможенного инспектора. Скудность информационных шаблонов и неоднозначность/непонятность формулировок в запросах, направляемых таможенным органом декларанту в ходе декларирования товаров. Отсутствие возможности быстрого уточнения информации для полного понимания дополнительных запросов. Отсутствие понимания причин задержки в выпуске товаров при наличии дополнительных проверочных мероприятий со стороны таможни или подразделений ФТС России;

— обязательность маркировки отдельных категорий товаров DataMatrix-кодами, вводом в оборот промаркированных товаров, выводом из оборота брака;— практика маркировки/перемаркировки товаров на таможенных складах; 

— практика таможенных органов в части возбуждения дел об административном производстве на товары, на которых отсутствует маркировка DataMatrix или ЕАС; отсутствие единого понимания и правоприменения данного вопроса в разных таможенных управлениях;

— соблюдение мер нетарифного регулирования; риски не выпуска товаров при проведении их сертификации по схеме декларирования D1; вопросы ввоза и таможенного оформления образцов товаров для проведения испытаний в сертификационных целях;

— наличие очередей ожидания при проведении таможенных досмотров товара. Переносы сроков досмотра товаров. Заметная «неоперативность» сотрудников таможенных органов и СВХ при проведении таможенных досмотров;  

— усиление требований к формированию хозяйственной базы коммерческих организаций, связанных с объектами таможенной инфраструктуры. В частности, оборудование складов временного хранения системами взвешивания большегрузного транспорта и передовыми системами видеонаблюдения;  

— проведение таможенными органами проверок товаров после их выпуска в свободное обращение и проверок условно выпущенных товаров;  

— порядок таможенного декларирования товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза либо выпуск которых не произведен таможенными органами.

Вопросы и обращения посетителей электронной приемной проходят модерацию и проверяются юридической службой регионального представителя на предмет их законности, обоснованности, правильности формулирования. Ответы в адрес обратившихся формируются либо привлеченными специалистами в области таможенного, гражданского и смежных прав, либо перенаправляются в адрес Общественного совета при ФТС России или руководства Южного таможенного управления. 

К настоящему времени в региональное представительство уже поступили обращения и достаточно крупных представителей ВЭД сообщества — компаний «Декатлон», «Леруа Мерлен», «Х5 Ритейл Групп», «Тандер» (т.м. «Магнит») и прочие. Все запросы обработаны, часть из них находится на исполнении.

Региональное представительство ОС при ФТС России в Южном федеральном органе совместно с Российско-иранском деловым советом ТПП РФ, Деловым советом по содействию развитию торгово-экономического сотрудничества активно работает не только с субъектами Южного федерального округа, но и объединяет представителей различного российского бизнеса в других регионах страны. Представительство имеет налаженные деловые контакты с иранскими и турецкими бизнес-сообществами, активно продвигающими свою продукцию на российском рынке. Со стороны иностранных партнеров вопросов, пожалуй, не меньше, чем со стороны российского сегмента ВЭД.