Елена Дыбова: Закон о семейном предпринимательстве позволит дополнительно стимулировать наиболее устойчивые компании российской экономики

Нижегородская область может стать первым в России регионом, где понятие «семейного предпринимательства» будет выделено в отдельную правовую категорию и закреплено в местном законодательстве. Эту перспективу обсудили нижегородские депутаты и представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на заседании Комитета по экономике, промышленности, поддержке предпринимательства, торговли и туризма областного Законодательного Собрания, посвященного развитию семейного предпринимательства.

О том, как семейные ценности влияют на экономику страны и какой Закон нужен семейному бизнесу в России – рассказала вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.

«Сегодня семейная тема, как никогда, стала актуальной в публичной риторике. Все, от президента страны до муниципальных депутатов говорят о том, что семейные ценности – это наша новая национальная идея. Семья в России должна быть успешной, должна сама обеспечивать себя, создавать собственный микроклимат для успешного развития всех, кто в неё входит.

Но каким образом это может происходить? Только через возможность обеспечивать своё благополучие, через возможность стабильно зарабатывать, вовлекая в совместное семейное дело все поколения, взяв на себя ответственность и заботу о своей судьбе.

Говоря о семейном предпринимательстве, следует отметить, что его традиционно принято считать наиболее распространенным видом бизнеса, преобладающим в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой. Согласно данным Европейской Федерации Национальных Ассоциаций, примерно 50% ВВП стран Европы составляет продукция, которая произведена в рамках деятельности семейного бизнеса. Ровно такие же тенденции характерны и для российской экономики.

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 2 миллионов семейных предприятий, которые, особенно, в быстроменяющихся условиях могут стать реальной опорой экономики.

В благоприятные времена сильные стороны семейного бизнеса часто упускаются из виду. Однако в трудные периоды фундаментальные принципы семейных предприятий показывают свою силу: приверженность собственным ценностям, долгосрочное планирование, разумные рычаги управления и минимальные барьеры для принятия быстрых и жизненно необходимых решений показывают свою ценность не только для самих компаний, но и в макромасштабах — для реабилитации всей мировой экономики.

Умение достойно преодолевать экономические кризисы — один из основных навыков семейных компаний, рассчитывающих на долгое будущее.

В 2009 году после мирового финансового кризиса мы уже наблюдали подобный эффект: семейный бизнес восстановился быстрее других участников рынка. Похоже, что это произойдет снова в период восстановления после пандемии COVID–19. На это есть две причины: во-первых, в период кризисов потребители и клиенты больше доверяют семейным предприятиям; во-вторых, в большинстве секторов такие компании показывают большую устойчивость.

Вместе с тем, одна из основных проблем для семейного бизнеса в России сегодня заключается в отсутствии понятия «Семейное предпринимательство» в законодательной базе, поскольку существующее законодательство не учитывает многих важных потребностей таких компаний.

Например, сейчас остро стоит вопрос о процедуре наследования в семейных компаниях. Согласно опросам ТПП РФ, 65% бизнесменов предпочли бы сохранить семейную преемственность, но пока так не получается. Есть немало примеров, когда успешное и прибыльное дело в результате череды судебных разбирательств, убыточных операций и выяснений отношений с родственниками и партнерами, после смерти основателя, полностью разваливалось.

Существующее российское законодательство не предусматривает механизма наследования бизнеса как единого целого; по отдельности друг от друга в наследство переходят лишь элементы бизнеса: предприятие как имущественный комплекс, акции, доли в капитале обществ, недвижимость, земельные участки, паи, права на объекты интеллектуальной собственности.

В развитых странах с передачей бизнеса по наследству особых проблем нет. Процедуры обкатаны на многих поколениях и работают четко как часы. Мы, в ТПП РФ, очень хотим добиться таких же чётких алгоритмов и для российских семейных предпринимателей. Это потребность номер один сейчас!

Ещё одна острая проблема семейного бизнеса, которую поможет решить новый закон, это классификация налоговыми органами взаимодействия компаний как аффилированных и созданных путем дробления для оптимизации налогообложения. Семейный бизнес подразумевает тесное взаимодействие и полное доверие между партнерами, которые являются родственниками. Когда компания расширяется, осваивает новые направления деятельности и прирастает подразделениями и фирмами, это естественно для семейного бизнеса, что управлять ими будут родственники. Зачастую такие компании могут быть обвинены в аффилированности, хотя это развитие и диверсификация бизнеса.

Поэтому для семейных компаний и для нас, как для экспертов, развивающих эту тему, необходимость Закона о семейном предпринимательстве очевидна. Это последовательная позиция ТПП РФ, которую мы представляем Правительству страны; мы активно работаем с Государственной Думой, которая нас поддерживает, с Советом Федерации. Все понимают, что необходимость закона назрела. Общаясь также с кредитными организациями, понимаем, что они уже готовы работать с семейными компаниями на особых условиях. Они прямо говорят: «Нам гораздо интереснее вводить программы кредитования именно семейных компаний, потому что риски ниже, потому что отвечает вся семья, не один человек».

Когда семейные предприниматели выстраивают свою бизнес-стратегию, они видят горизонт развития на десятилетия, хотят построить бизнес надолго. И государству нужно принять эту философию, чтобы начать помогать правильно, создавая максимально простую и удобную сферу ведения семейного бизнеса. Мы в ТПП РФ уверены, Закон о семейном предпринимательстве поможет возродить и укрепить культуру семейного предпринимательства в России, улучшить экономическое состояние таких предприятий и поможет развивать местные семейные бренды, которыми будет гордиться страна!».