Максим Фатеев: Трансформация рынков и развитие маркетплейсов несут в себе новые риски и новые возможности для участников онлайн торговли

Глобальные изменения последних лет значительно ускорили развитие рынков, привели к необходимости корректной оценки тенденций развития происходящих экономических изменений. Трансформация на рынках и изменение коммуникации продавцов и потребителей несет в себе новые риски для предпринимателей, но в тоже время открывает новые возможности.

По данным экспертов, пандемия привела к росту онлайн-торговли во всем мире. Самое большое увеличение произошло на российском рынке – по мнению ряда экспертов, отечественный рынок вырос на 58%. Однако, несмотря на значительный рост, объем онлайн торговли в России в натуральном выражении еще значительно уступает рынкам Юго-Восточной Азии и Европы. Если рассматривать объемы онлайн торговли в стоимостном выражении на душу населения в Российской Федерации, то тут также есть потенциал для роста.

В качестве основных рисков при переходе в онлайн можно отметить перенос предпринимателями традиционных моделей оффлайн торговли, которые не работают в цифровой среде. Портрет потребителя маркетплейса или онлайн площадки, также меняется. Сегодня средний возраст активного покупателя онлайн среды составляет 25-35 лет, тогда как старшее поколение предпочитает более традиционные каналы торговли. По оценкам экспертов «цифровой потребитель» в России делает упор на приобретение товаров в сегментах бытовых товаров, электроники, еды и напитков, в то время как сегменты одежды, запчастей и крупной бытовой техники представлены в меньшей степени. Также, при реализации финансовых услуг быстрый рост показывают организации, имеющие эффективную и защищенную онлайн платформу для проведения транзакций. Развитие услуг онлайн оплаты неразрывно связано с ростом цифровых финансовых рынков. В настоящее время такие формы оплаты активно внедряются на российском рынке, опережая мировые показатели роста.

Одной из возможностей поддержки развития сегмента онлайн торговли в России ТПП РФ считает оказание отечественным предпринимателям новых   цифровых услуг и предоставления информации о происходящих изменениях на отечественном и глобальных цифровых рынках. В частности, отмечается все более возрастающий интерес к маркетинговым услугам продвижения товаров и сервисов на цифровых площадках, значительно растет спрос на услуги по анализу потребителей, делающих покупки в Интернете, на маркетплейсах и цифровых платформах. Продавцов товаров и услуг интересует возможности выхода на мировой рынок и работа на зарубежных площадках.

В портфеле услуг ТПП РФ есть инструменты по поиску партнеров, продвижению товаров и услуг в цифровой среде, проведению маркетинговых исследований новых цифровых сегментов рынка. Все эти услуги оказываются ТПП РФ также, в онлайн формате.

Можно надеяться, что возможности получения актуальных информационных услуг в сфере онлайн торговли откроют новые возможности для отечественных предпринимателей и позволят активно развивать бизнес в новых форматах.