В современных условиях значительная часть отраслей экономики страны оказались под давлением санкций, коснулись они и сферы профессионального и бизнес-образования. О том, какие оперативные меры нужно принять по защите образования, какие приоритеты необходимо расставить – рассказывает председатель Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию Иван Лобанов.
В ответ на эти действия на уровне Правительства РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, отдельных вузов предпринимаются конкретные шаги и разрабатываются определенные механизмы реагирования. Это и приостановка требований к публикациям в журналах, входящих в известные международные базы, при оценке эффективности ученых, научных проектов и организаций; упрощение процедуры предоставления грантов научным центрам мирового уровня; предоставление возможности российским студентам, обучающимся за рубежом, продолжить бесплатно обучение в ведущих российских вузах. Многие вузы уже активно меняют вектор академического сотрудничества с зарубежными коллегами в направлении стран Азии, Латинской Америки. Определяющим в этом направлении становится обеспечение суверенитета России в научно-образовательной сфере.
Вторая мера - повышение роли профессионального образования в решении первоочередных задач, стоящих сегодня перед нашим обществом. Это требует большего смещения целевых ориентиров развития и критериев оценки деятельности образовательных организаций на реализацию национальных интересов, их переориентации на задачи импортозамещения. Сегодня содействие освоению новых компетенций в отраслях и сферах, высвобождаемых в связи с уходом зарубежных компаний, должно стать одним из приоритетов развития профессионального образования. В этом направлении необходимо перераспределять ресурсы, искать новые драйверы развития, осуществлять модернизацию. И здесь много возможных направлений деятельности и вопросов для обсуждения.
Существенной трансформации и модернизации должно быть подвергнуто инженерное образование и в других отраслях импортозамещения для выведения на качественный уровень собственного производства. По оценкам экспертов, многие вузовские программы и программы среднего профессионального образования обучают технологиям, которые давно устарели, поэтому большое число выпускников не работает по специальности. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать потребности в кадрах в отраслевом и территориальном разрезах с учетом задач импортозамещения с последующей корректировкой государственного задания и выработкой мер по улучшению качества образования, в том числе по корректировке образовательных программ и открытию новых.
В результате привлечения малого и среднего предпринимательства к импортозамещению может быть сформирован перспективный рынок для стартапов в сфере высоких технологий. Поэтому расширяются конкурентные возможности вузовского сектора исследований и разработок. Следует продолжить работу по переформатированию выпускных квалификационных работ в стартапы, чтобы выпускники имели возможность практической реализации своих разработок вплоть до создания реальных предприятий.
С целью замещения зарубежных технологических решений следует провести ревизию уже имеющихся отечественных инновационных разработок с акцентом на отрасли импортозамещения, консолидировать уже наработанный научно-технический задел для производства перспективной отечественной продукции. Одновременно необходимо задействовать механизмы стимулирования воспроизводства новых базовых технологий, являющихся основой независимости наших промышленных предприятий. Это потребует более тесных форм сотрудничества университетов и реального сектора в плане создания новых технологий и налаживания ускоренных цепочек их трансфера. С учетом того, что санкционное давление на бизнес становится новой нормальностью, целесообразно содержательно наполнить программы бизнес-образования вопросами организации и развития бизнеса в условиях возможных ограничений, шоков и стресс-условий. Более активно предлагать образовательные программы, направленные на формирование компетенций в области инновационного развития предприятий, трансфера технологий, импортозамещения. С целью сохранения престижности и спроса на бизнес-образование следует содействовать ускорению процесса введения отечественной системы профессиональных степеней.
Структурные трансформации на рынке труда в связи с закрытием и переориентаций производств, компаний сферы услуг потребуют включения механизмов быстрого переобучения по коротким программам значительного количества сотрудников. По оценкам экспертов в ближайшее время кроме IT-специалистов будут востребованы антикризисные управляющие, риск-менеджеры, финансовые консультанты. В связи с этим должен быть мобилизован потенциал образовательных организаций разного уровня и профиля, а также сформированы условия для максимального использования возможностей онлайн-обучения с практикой создания высококачественных отечественных образовательных платформ и ресурсов.