Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: для импортозамещения в IT-сфере нужны технологии и господдержка

Ответом России на демарш ряда ведущих иностранных разработчиков программного обеспечения, игравших серьезную роль в деятельности российских компаний, станет замещение зарубежных проектов  отечественными разработками и продукцией. О перспективах импортозамещения в IT-сфере ФБА «Экономика сегодня» рассказал вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев.

Санкции, принятые рядом государств, в феврале-марте 2022 года оказали значимое влияние на отечественную IT-индустрию. Но ситуацию нельзя называть критической – к сегодняшнему дню разработано несколько отечественных операционных систем, предоставляющих собственный набор инструментов и программ, чья работа полностью поддерживается из России.

К наиболее известным и стадийным можно отнести РедОС, Астра Линукс, Альт Линукс. Эти системы позволяют создать инфраструктуру, основанную на российских серверах и программах, а значит, дают возможность для решения основной проблемы - нехватки отечественного программного обеспечения в различных областях и дают инструменты для их разработки.

Отдельно следует отметить, что для получения ПО есть и альтернативный вариант - закупка аналогов у стран, не являющихся участниками антироссийских санкций, которые сами имеют технологический потенциал: КНР, Индия и др. Однако, в этом случае Россия лишается стимула развивать собственный IT-сектор, риски сохраняются и, в целом, речь об импортозамещении уже идти не будет.

Есть системы, где созданы и функционируют российские аналоги, причем завершенные, переход на них возможен уже сейчас. Например, офисный пакет программ Microsoft Office может быть замещен российским МойОфис, на которые уже постепенно переходят некоторые компании и государственные структуры.

Пример обратного: в России отсутствует свой релевантный аналог Adobe и программы фотошоп. 
«Таким образом, рассматривая импортозамещение стека программного обеспечения, можно отметить, что часть экономического сектора уже сейчас реально перевести на отечественные «рельсы». Значительная часть - нет, в силу отсутствия необходимого программного обеспечения, чья разработка - важнейшая задача для импортозамещения сейчас», - считает Максим Фатеев.

Для решения этой задачи необходимы два ресурса: технологические инструменты и государственная поддержка. Говоря об инструментах, чисто «IT-шные» рычаги - в наличии (например, рассматриваемое ранее ядро ОС) или могут разработаны. Сложнее обстоит вопрос с самим оборудованием для разработки.

«На сегодняшний день вся цепочка производства компонентов для компьютерной и высокотехнологичной техники российским производством не охвачена. Это объясняется, прежде всего, тем, что в собственных компонентах раньше не было серьезной потребности, производства находились в нескольких странах, работал принцип международного разделения труда», - пояснил вице-президент ТПП РФ.

В настоящее время российское производство компонентов для компьютерного оборудования включает следующее: процессор «Эльбрус» (50% производства в Зеленограде, 50% - на о. Тайвань); видеокарты, наиболее известная - «Радуга» (для выпуска полупроводников и ряда других компонентов необходим неон, до 90% мирового неонового сырья добывалась в РФ, очищалась на Украине, после чего поставлялась производителям). Она используется прежде всего для нужд оборонного сектора, возможности ее массового применения пока вызывают вопросы. 

«В России выпускаются некоторые компоненты IT-оборудования, однако вся производственная цепочка еще не охвачена», - резюмировал Фатеев.

 В целом, цифровой рынок России открыт для импортозамещения и при наличии государственной поддержки российские разработчики смогут сформировать структуру рынка и обеспечить всех его потребителей необходимой продукцией.

 
Татьяна Ленская
Источник: rueconomics.ru