Важное сегодня
Интервью Президента ТПП Владимирской области Ивана Владимировича Аксенова.

 

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

В составе членов Торгово-промышленной палаты более 1500 предприятий, и крупных и МСП. На сегодняшний день большинство из них столкнулось с проблемой логистики: поставки комплектующих, сырья. Кто-то лишился рынка сбыта продукции, кто-то поставщиков материалов и комплектующих. Сейчас первостепенная задача - восстановление логистических цепочек внутри региона и внутри страны, чтобы заново наладить бесперебойный производственный процесс. Чтобы заработало производство, мы должны найти варианты новых партнерских связей.

 

ФОРС–МАЖОР

Очень много обращений в ТПП по обстоятельствам форс-мажора. К сожалению, мы далеко не всем можем выдать соответствующее удостоверение об обстоятельствах форс-мажора. Причина заключается в том, что большинство ситуаций с юридической точки зрения не попадают под определение форс-мажора. В настоящее время в Правительстве рассматривается вопрос об изменении классической нормы определения форс-мажора в связи с новыми, ранее небывалыми экономическими условиями.

К коллегам, к руководителям предприятий, попавшим в сложные условия, обращаемся с просьбой взять паузу, не обострять ситуацию, а дождаться принятия соответствующих законодательных поправок.

 

ЭКСПОРТ. СЕРТИФИКАЦИЯ

Приняты Постановления N311, 312, 313, которые ограничивают экспорт, то есть кроме стран ЕАЭС вывозить продукцию на экспорт запрещено. Продукция, к которой применяется данная законодательная норма, перечислена в Постановлении отдельно, как и все страны, за некоторым исключением, куда открыты экспортные поставки. По данной тематике в Торгово-промышленную палату поступает большое количество обращений. ТПП наделена функцией выдачи сертификата происхождения продукции на территории России, так называемый, сертификат СТ-1. Тем, кто ранее не занимался этими вопросами, трудно войти в новое правовое поле, мы проводим большую консультационную работу. Наши эксперты работают во внеурочное время, постоянно на связи горячая линия, ведём разъяснения, в этой части напряжение снимаем.

 

КООПЕРАЦИЯ

Торгово-промышленной палатой Владимирской области, предложено проведение ряда мероприятий, которые направлены на расширение, углубление и построение новых кооперационных связей. Не парадное мероприятие, не форум, должна состояться кооперационная биржа, куда будут приглашены большие и малые предприятия, с выставочными стендами и презентациями своих компетенций и возможностей. Организовать кооперационные связи – это необходимость настоящего времени. Не буду голословным, приведу несколько примеров и ситуаций, которые возникли за последний месяц. Звонит руководитель предприятия с просьбой о помощи и содействии: «Стоит машина на границе в Словении, на таможне проблемы. Груз - комплектующие детали для производства конечной продукции». А такие детали производит компания по соседству, в нескольких километрах от завода, на котором остановилось производство. Связали партнеров контактами. На другом предприятии не знали, что у нас в области можно провести качественную, сложную обработку лазерным методом. Еще на одном предприятии закупали фанеру за границей, которую, опять же, другая владимирская компания поставляла на экспорт. Это и есть кооперационные связи, в которых очень нуждаются предприятия.

Возвращаясь к инициативе ТПП о проведении кооперационного мероприятия,

очень важно, чтоб участники были высоко квалифицированы, подкованы по темам технологий, потребностей производства и собственной презентации возможностей.

Мы приглашаем к участию предприятия со всего Центрального Федерального Округа. В рамках выставки «Стройпрогресс», которую организовывала ТПП Владимирской области в марте, состоялась биржа контактов. В ней принимали участие предприниматели 5 регионов ЦФО: Ярославская , Орловская, Костромская, Калужская и Липецкая делегации предпринимателей, сопровождаемые территориальными Торгово-промышленными палатами. Кому-то из предпринимателей, к примеру, был нужен лес, они занимаются переработкой, нужно сырье. На выставке они нашли поставщиков. Практически все участники выставки уехали с итоговым результатом заключенных договоренностей о сотрудничестве. Безусловно, в новых связях должны быть заинтересованы собственники: найти новые рынки сбыта или новых поставщиков. Это и есть основа эффективной работы. Мы уже договорились об участии в кооперационном мероприятии с коллегами из Казахстана, из Белоруссии, с Китаем будет работать линия связи онлайн. Кооперация нужна и среди тех, кто управляет процессами организации подобных мероприятий и реализации инициатив.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА

Это звучит как мантра: «Туризм должен стать драйвером экономики Владимирской области». На самом деле здесь заложен огромнейший потенциал. Предприняты законодательные меры поддержки отрасли, созданы преференции, и, все-таки, в создавшихся условиях туристической отрасли нужно уделять максимальное внимание.

Исходя из ситуации закрытых границ, тренд на внутренний туризм будет расти, в этом потенциал развития туристической отрасли. При ТПП создан Комитет по предпринимательству в сфере туризма и гостеприимства. Задача повторных возвращений туристов решается только одним методом: созданием комфортной инфраструктуры в нашем регионе. Сейчас в разработке концепция туристического портала с функцией планирования и бронирования туристического маршрута, чтоб потенциальный турист смог бы составить собственную программу путешествия. В данном случае нужен консолидированный оператор, который бы распределял поток запросов, и была возможность бронирования экскурсий¸ отелей, ресторанов, логистики турмаршрута. Концепция по задумке намного функциональнее Букинга.

 

СВОЕВРЕМЕННО ОБ АПК

Поддержка агропромышленного комплекса необходима не только в трудном моменте, единовременно, но и более комплексно, в плане продовольственной безопасности региона. Сейчас контракты на закупку продовольствия заключаются только на полгода. Это не вполне правильно. Объясню почему. Допустим, есть аграрий, перед ним стоит задача спланировать: сколько посадить картофеля, по какой цене продавать, как и на какой срок, где, соответственно, хранить собранный урожай. Обеспечение гарантированного сбыта следует из долгосрочного гарантированного заказа, допустим, на 1 год: от посевной до посевной. ТПП направит предложение об увеличении срока госзаказов для АПК руководству региона.

Информационный ресурс «ВладимирАгро», созданный на базе региональной ТПП, функционирует не первый год. На этой площадке собраны все производители сельхозпродукции Владимирской области. Сейчас идет наполнение актуальной информацией ресурса «ВладимирАгро». На основе собранной информации можно понять: сколько востребовано продукции, где нехватка, в чем избыток – происходит формирование продовольственного баланса. И в этом плане можно применить здоровый сепаратизм, то есть поддержать собственного, местного производителя. В регион много завозим того, что производим здесь. А это потерянные налоги, проседание зарплат на сельскохозяйственных предприятиях.

Есть одно «но»: должна проводиться экспертиза продукции. К сожалению, нередко производят некачественную продукцию, не только за пределами региона, но и у нас зафиксированы подобные случаи. Это, прежде всего, молочка. Помните историю «Молочные берега» Аркадия Мамонтова? Нужно контролировать, чтоб в социальную сферу попадали исключительно качественные продукты. Экспертиза необходима. Это стандартная процедура.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Вновь обращаемся к теме, начатой в 2014 году, когда Россию накрыла первая волна санкций. Сейчас тема импортозамещения вынужденная и одновременно перспективная, как направление развития экономики в новых политических условиях.

Разные отрасли находятся на разных стадиях развития, готовности перепрофилирования и внедрения новых производственных процессов. В отрасли электроники, к примеру, отставание очень сильное, за год-два здесь не справиться с задачей скорого импортозамещения. Нужно быть реалистами. В части других технологий вполне конкурентноспособны. Есть перспективные компетенции, их нужно развивать.

Сейчас в Правительстве идет разработка предложений по применению серьезных льгот и преференций по отношению к научно-производственным процессам в области конструирования и разработки современных технологий. Это будет большим подспорьем. Внедрение и развитие импортозамещения нужно лоббировать и оказывать всестороннее содействие. И здесь также важен поиск новых партнеров для новых разработок.

С точки зрения рынка – не я это придумал - рынок не терпит двух вещей: монополизма и пустоты. Ниши будут восполнены, это вопрос времени. Всё зависит от активности наших предпринимателей. Здесь мы готовы помогать буквально во всем.