Станислав Ильянов: В ESG контексте важен не размер предприятия, а количество субъектов-участников

Свежие нормативные акты, направленные на снижение углеродного следа, и присутствие ESG тематики в федеральной повестке логично настраивают государство и бизнес на перевод «зеленых» инициатив в фазу практической реализации. О том, как привлечь бизнес к актуальной теме, и какая роль в этом процессе отводится объединениям предпринимателей, мы поговорили со Станиславом Ильяновым, директором по ESG АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ.

- Станислав, Торгово-промышленная палата Российской Федерации рассматривает ESG тематику в качестве приоритетной. Какие из последних значимых инициатив вы могли бы обозначить…

- На протяжении года ESG тематика постоянно присутствует в информационном и событийном поле, формируемом ТПП РФ. При этом важно отметить, что работа ведется и на внутристрановом, и на международном контуре. Так, например, буквально накануне майских праздников ТПП выступила за создание ESG Ассоциации БРИКС на совещании с участием руководителей всех национальных частей делового совета БРИКС из Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской Республики. Согласно позиции ТПП соответствующую инфраструктуру и финансовые институты важно и нужно развивать в опережающем темпе. В том числе – для сохранения суверенитета в регулировании кредитных рейтингов в каждой из стран «пятерки».  

 

- А что происходит сейчас в сфере ESG внутри страны? Как вы оцениваете роль России в данном процессе?

- Я бы сказал так: ESG концепция сделала «оборот вокруг Земли» и вернулась домой. По сути, Россия давно внедряла ее в свою экономику (с советского периода), просто это называлось другими словами и аббревиатурами. И  поэтому, на мой взгляд, именно  Россия в силах предложить миру новую систему управления экономикой, вернуть традиционные ценности, начать сохранять и улучшать наш мир.

Понимание стоимости ресурса должно изменить образ мышления человека и решить задачи по сохранению достойной окружающей среды для будущих поколений. Сегодня, в частности, стоит задача цифровизации всех природных ресурсов и принятие стандарта обеспеченности экономики и деятельности человека такими ресурсами как обеспеченный крипторубль. Следовательно, вопросы устойчивости выходят на новый уровень и особенно важной становится экологическая повестка. Особенно сейчас и особенно для России. И я полностью согласен с главой ТПП РФ: нужно идти на опережение, нужно наращивать скорость…

 

-  А сейчас все происходит медленно? Как реагирует бизнес?

- Медленно – не совсем корректное слово. Скорее – неравномерно. Мы регулярно участвуем в конкурсных процедурах на ESG консалтинг и аудит углеродного следа. Спектр запросов у компаний и организаций по стране достаточно широкий: кому-то необходима просто инвентаризация и подсчет выбросов, кто-то намерен внедрить инициативы по снижению выбросов в корпоративную систему закупок, третьи интересуются разработкой региональных коэффициентов… Объединяет их одно - во всех случаях заказчиками выступали крупные российские холдинги и их региональные представительства. Общая активность бизнеса в части углеродной тематики (с точки зрения количества субъектов предпринимательской деятельности) остается низкой.

 

- В цифрах какого порядка это измеряется?

- В сотнях. Пока, увы, в сотнях. По факту на сегодня лишь около 200 крупнейших российских компаний в определенной степени вовлечены в «зеленую» климатическую повестку. Для промышленных гигантов это важно в свете ESG рэнкингов, привлечения иностранных партнеров, инвесторов, для котировок акций, роста капитализации. А вот миллионы остальных субъектов предпринимательской деятельности нам лишь предстоит привлечь.

 

- В чем причина низкой активности?

- Причина и в слабой осведомленности наших предпринимателей о климатической повестке и ESG тематике, и в отсутствии понятной осязаемой  ценности решения климатических задач для конкретного, отдельно взятого, бизнеса. Основной вопрос у предпринимателя: где в этом деньги? Причем, надо сказать, что такой вопрос задают не только представители МСП, но и представители довольно крепкого среднего бизнеса.

Следовательно, первостепенная задача нас, как системы ТПП, заключается в поиске и разработке механизма интеграции и вовлечения бизнеса (и особенно МСП) в климатическую повестку. И мы действуем. Уже сделаны первые шаги на этом пути. Например, Торгово-промышленная палата Сахалина взяла на себя ответственность за разработку и внедрение механизма такой интеграции МСП.

 

- Возникает вопрос: за чей счет проводить такую интеграцию?

- На данном этапе – за счет государства. Кроме того, формальным заказчиком для МСП по климатической повестке может стать, и отчасти уже является, крупный бизнес, чей ивестиционный потенциал в текущем моменте так или иначе сосредоточен в руках государства. Крупный бизнес уже сейчас старается выстраивать системы закупок и круг поставщиков и партнеров так, чтобы продекларированные ESG стандарты соблюдались по всей цепочке. И это уже один из механизмов.

Россия – страна с широкой номенклатурой и большими объемами запасов энергетических ресурсов, и она способна уже в среднесрочной перспективе осуществить существенный экономический скачок. При этом процесс производства энергоресурсов не должен подрывать основу для существования и развития наших будущих поколений, особенно с точки зрения сохранения достойной окружающей среды. Уверен, что всем гражданам страны хочется жить в теплых уютных домах, ездить на комфортных автомобилях, но при этом дышать чистым воздухом и есть полезные продукты.

 

- К какому выводу мы приходим?

- А вывод прост: устойчивое развитие вопреки внешним обстоятельствам, сохранение и улучшение климата – это не теория, это прикладные задачи, требующие нашей активной прикладной деятельности. Их успешное решение возможно исключительно за счет привлечения максимально широкого круга участников. В ESG контексте важен не размер предприятия, а количество субъектов-участников вовлеченных в решение задач. Эффект массовости вовлеченных предпринимателей и роль в этом системы ТПП, безусловно, становится ключевым.

Соответственно, необходим комплексный подход, который поможет решить не только климатические задач, но и задачи социальные, задачи по изменению системы восприятия бизнеса и управления им. Климатическую повестку (особенно в разрезе для МСП) необходимо рассматривать не с точки зрения сухой отчетности или задач по снижению углеродного следа, а с точки зрения того, что климат – это экосистемная услуга, которая способна кардинально менять жизнь человека, и наша задача начать в современных реалиях определять стоимость такой экосистемной услуги. Такой подход кардинально ускорит решение задач по сохранению достойной окружающей среды и изменит всю систему принятия решений в сфере хозяйствования на уровне государства, компаний и гражданина. И здесь, я еще раз отмечу, что миссия выполнима только при условии участия в процессе бизнес-объединений и экспертного сообщества.

Источник: kapital-rus.ru