Дмитрий Сытин: Уровень конкуренции в закрытых электронных закупках можно увеличить

Одной из проблем в области госзакупок и закупок по закону № 223-ФЗ является проведение закрытых закупок заказчиками, в отношении которых введены санкции и ограничения со стороны других государств. Проблему комментирует член Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием, генеральный директор АО «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин.

16 апреля этого года был принят закон № 104-ФЗ, регламентирующий проведение закрытых закупок заказчиками, в отношении которых недружественные иностранные государства ввели политические или экономические санкции или меры ограничительного характера. Правительство Российской Федерации наделено правом утверждения перечня таких заказчиков. Ранее, 6 марта 2022 года, в рамках регулирования закупок корпораций и компаний с государственным участием Правительством Российской Федерации было принято постановление № 30, в соответствии с которым заказчики, в отношении которых введены санкции со стороны недружественных иностранных государств, должны осуществлять либо закрытые конкурентные закупки (в том числе в электронной форме), либо неконкурентные закупки без размещения информации о таких закупках в единой информационной системе.

Проведение всех закрытых конкурентных закупок в электронной форме, как в рамках Закона № 44-ФЗ, так и в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляется на единственной специализированной электронной площадке, оператором которой является ООО «АСТ ГОЗ». При этом участникам необходимо осуществить ряд дополнительных организационных и технических мероприятий для получения доступа на специализированную электронную площадку. Наличие технических и организационных сложностей, связанных с участием в закрытых электронных процедурах, существенно снижает уровень конкуренции в закрытых закупках. На практике закрытые конкурентные процедуры чаще проводятся заказчиками «на бумаге», либо закупка осуществляется у единственного поставщика, тем более что в связи с санкционным давлением перечень случаев закупок у единственного поставщика был увеличен.

Между тем, проблема конкуренции в закупках в настоящее время является особенно актуальной. Так, 16 мая 2022 года по итогам встречи с депутатами фракции «Новые люди» Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин отметил, что «нужно возвращаться к увеличению конкуренции в закупках, которая повлияет, бесспорно, на экономию, на эффективность закупок».

На наш взгляд, уровень конкуренции в закрытых электронных закупках можно увеличить. Закон № 44-ФЗ и закон № 223-ФЗ выделяют два типа закрытых конкурентных закупок: закрытые конкурентные закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, и закрытые конкурентные закупки, сведения о которых не составляют государственную тайну. К последним относятся, в том числе, и закупки заказчиков, в отношении которых введены санкции и ограничения со стороны недружественных иностранных государств.

Проведение закрытых закупок, сведения о которых не составляют государственную тайну, в полной мере может быть обеспечено и без осуществления мероприятий, связанных с защитой государственной тайны. Т.е. проведение закрытых конкурентных закупок без гостайны может быть обеспечено операторами электронных площадок при условии соблюдения особенностей документооборота, обеспечивающего соблюдение режима коммерческой тайны. Для заказчиков и поставщиков будет сохранен привычный механизм проведения закупок – это позволит сохранить высокий уровень конкуренции, а также исключит дополнительные временные и финансовые затраты на исполнение правил безопасности, установленных законодательством и оператором специализированной электронной площадки для обработки сведений, составляющих государственную тайну.

Источник: kapital-rus.ru