Тимур Аитов: Со свистом из SWIFT?

Исключат ли окончательно все банки РФ из SWIFT на очередном витке санкций? Каковы будут реальные последствия этого для России? Способна ли отечественная СПФС заменить SWIFT? Что надо сделать для повышения привлекательности российских инфраструктурных систем? На эту тему рассуждает заместитель председателя комиссии по цифровым финансовым технологиям Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Тимур Аитов.

SWIFT 2.0

Импортозамещение сегодня актуально как никогда, и оно особенное – необходима не просто замена похожими аналогами, требуется «импортоопережение» – с тем, чтобы еще через два-три года уже более новые западные технологии не позволили отстать окончательно. Если говорить о глобальной инфраструктуре подобной SWIFT, то вопрос стоит еще острее – новое решение должно исправлять, а не наследовать слабые стороны предыдущей системы. Как все это обеспечить – пока единых рецептов нет, но соображения имеются.

Например, есть отечественная система СПФС – сиcтема передачи финансовых сообщений, это действующий аналог системы SWIFT. СПФС работает, и даже ничего страшного, что функционал СПФС «бедноват»: международный SWIFT целых полвека «пилили» и шлифовали, а СПФС за пару лет сделали. Но способен ли наш аналог, хотя бы в перспективе, стать действительно международной системой и привлечь многочисленных новых участников – включая не только дружественные страны, но и не очень? Положительный ответ пока неочевиден. Важную задачу – не просто заменить SWIFT в РФ, но и превзойти его – учитывая и будущее международное присутствие российской системы, и геополитические риски, и существующие ограничения SWIFT, видимо, до начала известных событий и не ставили.

И на солнце есть пятна

Известно, что SWIFT не безупречен и у участников существуют претензии к SWIFT – как к глобальному сервису передачи сообщений. Кому-то не нравится, что SWIFT имеет слишком широкие возможности «делиться» информацией о внутристрановых транзакциях с силовыми ведомствами. В силу особенностей архитектуры информация о транзакциях передается в центры обработки SWIFT, находящиеся на территории и под контролем третьих стран – а, значит, информация о банковских операциях может попадать в посторонние руки. Что еще может настораживать участников? Сервисы SWIFT внезапно могут становиться недоступными – это уже наблюдалось неоднократно.

Более мелкие претензии связаны с тем, что SWIFT, хотя и является «добровольным кооперативом», в котором все равны, на практике оказывается, что некоторые пользователи оказываются «ровнее» и крупные участники имеют большие права. Поэтому ни один член кооператива не защищен от принятия дискриминирующих решений со стороны «крупняка» – примеры также известны.

Очевидно, что новый SWIFT – если кто-то возьмется его делать – должен быть свободен от этих недостатков.

По единым лекалам

Важно отметить, что перечисленные проблемы SWIFT не уникальны. Система представляет только один из примеров глобальной технологической инфраструктуры, управление которой средствами прямого и косвенного воздействия осуществляется всем нам известной страной. SWIFT не что иное, как один из инструментов ее финансового доминирования. К инструментам аналогичного назначения можно отнести и ICANN -систему регистрации доменных имен, систему глобального позиционирования GPS, многочисленные другие – не столь глобальные, но не менее важные сервисы – те же инвенторные системы резервирования авибилетов и регистрации на рейс всех международных авиаперевозчиков. Встраиваясь в глобальную экономику, желая сэкономить и ускорить технологический прогресс, страны часто отказываются от создания собственных инфраструктурных ресурсов – на это требуется время, да и накладно все это. Однако тем самым арендатор попадает в очевидную зависимость от арендодателя. Арендатор не только оказывается под «колпаком», но и под угрозой неприятных последствий для бизнеса и экономики в целом.

Мы свой, мы новый SWIFT построим

Как быть? Если действительно браться создавать привлекательные модели сервисных услуг, то, по крайней мере, эти альтернативные модели глобальных инфраструктурных сервисов должны быть свободны от существующих недостатков SWIFT. В новой системе любому участнику должна гарантироваться не только невозможность отключения от глобального рынка, но и технологическая независимость в целом (невозможность отключения внутристрановых транзакций). Должны быть обеспечены возможности самостоятельного развития инфраструктуры системы в родном регионе по желанию. Ну, и должны быть нивелированы риски и угрозы по линии информационной безопасности – то есть предоставлены гарантии отсутствия утечек информации. Все это непросто, но подобные архитектуры, заложенные в систему, что называется, by design или изначально, возможны, и к ним придется переходить, чем быстрее, тем лучше. Новая геополитическая обстановка этого настоятельно требует. Наша СПФС 2.0 должна стать не только страновым аналогом, но и международной финансовой инфраструктурой, опережающей и превосходящей по возможностям существующий SWIFT.

Конечно, разрабатывать придется не только единственную платформу – потребуется комплекс взаимоувязанных технологических платформ, построенных по единым стандартам и в рамах единой идеологии, с тем, чтобы пользователи этих платформ могли просто и удобно обмениваться сервисами, легко переходить с одной платформы на другую. Этим повышая лояльность и посещаемость а, стало быть, и ценность ресурса – как это всегда бывает у маркетологов. Придется создать экосистему взаимоувязанных и взаимодополняющих технологических и бизнес платформ, обеспечивающих всю совокупность сервисов, необходимых субъектам экономик. Задача сложная. Причем, всё должно быть сделано обстоятельно и аккуратно – с расчетом на широкий спектр сегодняшних и завтрашних потребностей. Быстрые сиюминутные и эклектичные решения (о которых принято быстро рапортовать) способны скомпрометировать всю идею: придётся переделывать, а времени на это нет.

P.S. Вернёмся к вопросам, поставленным в самом начале заметки . Повлияют ли на самом деле возможные отключения на бизнес банков из России? Да, конечно, повлияют, но не фатально. Тема излишне «перегрета» в СМИ – постоянно говорим, что без SWIFT все в России замрет, российский банк не сможет работать с банком из числа западных партнёров и проч. На самом деле, это не так. И сможет, и будет, и обойдется без SWIFT. Конечно, в том случае, если российский банк не «токсичный» и сам не попал под жесткие SDN-санкции. В этом случае российский банк сможет совершать операции и работать с конкретным западным банком партнёром (в том числе, даже, американским, я уже не говорю про европейские) в режиме точка-точка – используя системы ДБО и иные средства удалённого доступа к своим корреспондентским счетам, находящимися в этом условном западном банке. Сможет управлять счетами, давать удаленные команды, словом, всё что хочет, он сможет делать и обойтись при этом без SWIFT. SWIFT – всего лишь универсальный доступ ко всем членам «кооператива», а к конкретному банку можно достучаться и персонально – если этого очень хочется.

Источник: www.finversia.ru