Максим Фатеев: Двойной НДС: проблемы и решения

В настоящее время двойное налогообложение по налогу на добавочную стоимость является критическим фактором, сдерживающим деловую активность между странами-членами ЕАЭС, в частности, речь идет о  Казахстане и Белоруссии.

С 2022 года интернет-ретейлеры, работающие в рамках ЕАЭС, платят сразу два НДС – в стране отправления товара и в стране назначения. Подобная ситуация сложилась из-за возникших законодательных изменений в странах ЕАЭС. При этом компании из других государств НДС в стране ввоза не платят, что создает неравные условия для интернет-магазинов стран ЕАЭС и других государств.  Подобная ситуация приводит к вынужденному применению налогоплательщиками различных схем по уходу от налогообложения, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке и не уйти в «минус», а также оказывает негативное влияние на развитие рынка электронной коммерции в целом.

По мнению наших экспертов, ситуация требует решения, в том числе речь идет и об установления порогов для малого бизнеса, чтобы во время продажи товаров, например из России в Казахстан, к предпринимателю применялись льготные режимы. И данная работа ведется федеральными органами исполнительной власти. Как раз, в июне этого года, на площадке ТПП России данная тема обсуждалась с экспертами под эгидой Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции. В том числе обсуждалась тема, так называемого межценового НДС при продаже поддержанных автомобилей.

Если говорить о возможности применения межценового НДС при продаже автотранспортных средств по всей цепочке участников продажи, то данная ситуация вызывает немало споров у участников рынка, так как действующее законодательство РФ предоставляет возможность применить межценовой НДС только первому покупателю. Последующие покупатели действуют по общим правилам расчёта НДС.

На сегодняшний день законодательство не предусматривает возможностей распространения льготы на других участников процесса купли-продажи.

Безусловно, такая возможность может быть предоставлена соответствующими изменениями в нашем законодательстве, позволяющими применять льготные правила ко всем сделкам в данной цепи (начиная с покупки автомобиля у физического лица). Но пока данный вопрос требует обсуждения в официальном поле между заинтересованными юридическими лицами и федеральными органами исполнительной власти.