Елена Дыбова: «Государству необходимо стимулировать российские компании с высоким уровнем внутрикорпоративной антикоррупционной политики»

Более семи лет Торгово-промышленная палата Российской Федерации реализует специальный проект «БИЗНЕС-БАРОМЕТР КОРРУПЦИИ» и ведет активную системную работу в области противодействия коррупции.

В Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденном Президентом России, Торгово-промышленной палате рекомендовано представить обзор лучших практик в области противодействия коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики. Результаты проделанной работы комментирует вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.

«В этом году ТПП России впервые провела глубокое, системное исследование по выявлению лучших практик в области противодействия коррупции в организациях, осуществляющих деятельность на территории России. Участие в нем приняли не только российские компании национального уровня, но и компании, представленные в российских регионах. Это свидетельствует о том, что внутрикорпоративная деятельность в сфере антикоррупционного комплаенса ведется не только по принципу «сверху», а на основании конкретных потребностей организации и решения поставленных задач. В этой связи особенно актуальным выглядит распространение успешных практик на другие компании с необходимой степенью адаптации».

По итогам исследования был сформирован единственный в своем роде сборник с лучшими практиками российских компаний. В основе структуры обзора лежит международный стандарт ISO 37001 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством» 2016 года, так как данный стандарт может быть адаптирован под любую организацию вне зависимости от масштабов деятельности, а также вне зависимости от того, является ли данная организация частной или государственной.

В исследовании ТПП РФ принимали участие не только компании, относящиеся к частному сектору экономики, но и государственные компании. В обзоре представлен успешный практический опыт по различным направлениям развития антикоррупционного комплаенса более 50 российских компаний. Наиболее интересные практики принадлежат ПАО «МТС», ПАО «ТМК», АО «Саратовский институт стекла», ОАО «РЖД».

Например, компанией «РУСАЛ» в рамках системы антикоррупционного комплаенса разработан специальный Кодекс поставщика, который направляется каждому участнику закупочной деятельности. В ПАО «ТМК» созданы дистанционные курсы по вопросам антикоррупционного комплаенса и конфликта интересов на базе Корпоративного университета ТМК2U. В ПАО «ВымпелКом» учреждена специальная награда «Платиновая пчела»: присуждается работникам, проявившим себя в поддержке комплаенс культуры и проектов.

Ключевую роль в формировании культуры нетерпимости к коррупции и создании внутриорганизационной системы предупреждения коррупции всегда играет руководство организации. Заинтересованность руководства в искоренении коррупции должна стать примером для всех остальных работников. В целях поддержания принципа «тона сверху», как пример, ПАО «МТС» активно реализуется и продвигается проект этического лидерства.

«Сегодня мы видим, и результаты исследования демонстрируют, что во многих российских компаниях сформирована серьезная нормативно-правовая база в области противодействия коррупции; все большее количество компаний и предпринимателей: и гигантов рынка и тех, кто только начинает свой предпринимательский путь, особенно заинтересованы в формировании открытой и прозрачной среды ведения своего бизнеса.

Исследование показало, что крупные компании, которые серьезно работают на российском рынке и подкрепляют свой имидж системными мерами, последовательно выстраивают серьезную антикоррупционную систему на своих предприятиях, и Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает, что государство должно стимулировать и поддерживать такую деятельность. Должны появиться преференции, чтобы задавать «тон сверху» в поддержку этой деятельности государством для всего остального бизнеса. Важно подчеркнуть, что эта работа положительно оценивается государством и для бизнеса есть практическая польза от вложений и затрат ресурсов на это направление».

Источник: rueconomics.ru