Дыбов Денис: Необходимо найти баланс интересов при взаимодействии бизнеса с налоговыми органами

На заседании Комитета ТПП РФ по развитию малого и среднего предпринимательства была рассмотрена тема «Проблемные вопросы синхронизации налогового и арбитражного процессуального законодательства». Она продолжила цикл проблемных вопросов, связанных с взаимодействием бизнеса с налоговыми органами, вызвав интерес среди предпринимательского сообщества. Об особенностях взаимодействия бизнеса с налоговыми органами рассказал директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Денис Дыбов.

В ходе заседания обсуждали проблемы по вступлению в законную силу решения налогового органа до момента его обжалования в судебном порядке.

Из анализа приведенных норм налогового и арбитражного процессуального законодательства следует сделать вывод о следующем:

1) Решение налогового органа вступает в законную силу в момент его рассмотрения вышестоящим налоговым органом (территориальным управлением налогового органа);

2) До момента вступления в законную силу решения налоговый орган вправе принимать инструментарий обеспечительных мер, существенно влияющих на возможность осуществления экономической деятельности предприятием – налогоплательщиком;

3) После вступления в законную силу решения налогового органа, уполномоченный орган вправе предпринять любые законные меры к его принудительному исполнению;

4) Факт обжалования ненормативного правового акта налогового органа в судебном порядке не влияет на вступление в законную силу решения налогового органа и, сам по себе, не приостанавливает его исполнения.

По мнению Дениса Дыбова, несмотря на наличие недобросовестных предпринимателей, которые умышленно использует различные схемы ухода от уплаты налогов, имеется значительное количество добросовестных предпринимателей. Данный сегмент заинтересован не только в развитии собственного бизнеса, но и в процветании нашей экономики. Они создают рабочие места, берут кредиты, инвестируют в импортозамещение. Те инструменты, которые сейчас созданы по взысканию налогов и штрафов, меры по обжалованию вынесенных решений налоговым органом создают избыточное давление на «добросовестный» бизнес.

Фактически, бизнес должен уплатить суммы налогов и штрафов, пеней еще до того, как он сможет реализовать свое право на судебное обжалование решений, принятых по результатам налоговой проверки.

Возможность приостановления решений налоговых органов имеет свои ограничения для бизнеса.

При рассмотрении заявления о приостановлении мер взыскания в налоговом органе необходимо предоставить банковскую гарантию, подтверждающую, что налогоплательщик оплатит 100% суммы налоговых доначислений.

При рассмотрении заявления о приостановлении налогового решения в судебном порядке бизнес должен представить встречное предоставление в размере 50% от сумм доначисления.

Безусловно, данные требования бизнесу, особенно в текущих экономических условиях выполнить затруднительно, а порой, и вовсе невозможно.

Кроме того, отсутствуют механизмы, позволяющие компенсировать расходы налогоплательщика, к примеру, на получение банковской гарантии.

Нам вместе с ФНС РФ необходимо найти баланс, когда с одной стороны, налоговый орган сохранит за собой все инструменты контроля и мер реагирования, с другой стороны, когда бизнес будет иметь возможность вести свою хозяйственную деятельность и развиваться, а не уходить в банкротство.

Тема уголовного преследования бизнеса, которую мы затронули на круглом столе, требует, по моему мнению, более детальной проработки и подготовки выверенных и основательных предложений по изменению действующего законодательства.

Источник: kapital-rus.ru