Меры поддержки конгрессно-выставочной деятельности

Как известно, в 2020 году деятельность по организации конференций и выставок была признана правительством Российской Федерации одной из наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции. На тот момент это позволило компаниям отрасли, имевшим основной код ОКВЭД 82.30, воспользоваться государственными мерами поддержки. Наиболее востребованными оказались отсрочки предоставления налоговой отчетности, а также по оплате страховых взносов, льготные кредиты на выплату заработной платы сотрудникам.

Тем не менее, мы стали свидетелями того, что объем рынка конгрессно-выставочной индустрии по суммарной выручке компаний в 2020 году сократился на 38%, до 129,6 млрд рублей, а 63% российских компаний заявили об убытках. По итогам 2021 года наблюдалось катастрофическое снижение числа посетителей конгрессов и выставок. Падение составило 44,1% по отношению к 2019 году, количество иностранных посетителей сократилось почти на 75%.

Понимая тяжелейшую ситуацию и учитывая значимость отрасли для экономики страны, в начале 2022 года вопрос проработки мер дополнительной поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в стране был поддержан президентом России Владимиром Путиным. Необходимо отметить, что важную роль в разработке мер и общей координации участников процесса играли органы государственной власти в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и администрации Пезидента России.

В итоге продолжительной и кропотливой работы с участием заинтересованных министерств и ведомств, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза выставок и ярмарок, Национального конгресс-бюро, Фонда Росконгресс, отраслевых ассоциаций и компаний удалось выявить 18 ключевых мероприятий, которые бы способствовали скорейшему восстановлению индустрии после пандемии и ее дальнейшему развитию.

В свою очередь Торгово-промышленная палата Российской Федерации особо отмечала важность ряда решений, в числе которых:

  • скорейшее принятие отдельного федерального закона «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности», который мог бы стать основой для систематизации мер стимулирования выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности, определения полномочий государственных органов при реализации политики в данной сфере;
  • расширение кода ОКВЭД 82.30 «Деятельность по организации конференций и выставок» с целью максимально полного описания компаний событийной отрасли, связанных с организацией мероприятий косвенно, например, сервисных, дизайнерских фирм, застройщиков на площадках, владельцев конгрессно-выставочных центров;
  • введение дополнительных мер, направленных на расширение возможностей по развитию специализированной инфраструктуры и обеспечению регионов Российской Федерации объектами выставочно-ярмарочной и конгрессной отрасли, исходя из территориальной доступности, социально-экономического развития территории, масштаба комплексов;
  • увеличение объема выделяемого финансирования на оказание господдержки компаниям – участницам выставок, ярмарок и конгрессов в России за рубежом с целью поддержки их деловой активности;
  • обеспечение конгрессно-выставочной отрасли высококвалифицированными кадрами и разработка программ дополнительного образования;
  • снижение налоговой нагрузки до 2025 года на компании, работающие в конгрессно-выставочной сфере.

Однако резкое ухудшение геополитической обстановки, повлекшее введение санкций недружественных стран в отношении России, и уход с рынка большинства иностранных организаторов мероприятий вынуждают нас по-новому подойти к вопросу поддержки отрасли.

В апреле 2022 года Торгово-промышленная палата Российской Федерации вышла с инициативой в правительство России о скорейшем принятии решений по поддержке участников выставок. Предлагается перераспределить средства государственного бюджета, выделенные на поддержку представления российских компаний на зарубежных мероприятиях в недружественных странах, и направить их на софинансирование участия отечественных предприятий в экспозициях на территории Российской Федерации. При этом речь идет об экспортно-ориентированных компаниях, деятельность которых не относится к торговой, агентской или посреднической, на аренду выставочной площади, застройку и оборудование стенда, в том числе монтажно-демонтажные и инженерно-технические услуги.

В настоящее время государственная поддержка участия в международных мероприятиях до 2024 года осуществляется в рамках действующего федерального бюджета и составляет примерно 2 млрд  рублей ежегодно. Кроме того, в этот период на компенсацию участия в международных выставках и конгрессах предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2,5 млрд рублей. В 2022 году представление российских компаний на крупных международных мероприятиях, например, в Германии, практически становится нереальным. Воздушное пространство закрыто, а организаторы не подтверждают возможность участия в выставках делегатов из России. Предложение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, подготовленное с участием экспертов Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, заключается в том, чтобы перераспределить высвободившиеся средства на поддержку участия отечественных компаний в выставках, проходящих на территории России. Кроме того, мы считаем, что объемы финансирования такой меры поддержки необходимо существенно увеличить и масштабировать на как можно большее количество предприятий, укрепив таким образом их деловую активность.

На наш взгляд, это позволит поддержать не только конгрессно-выставочную отрасль, гарантируя наполняемость специализированных площадок и увеличение количества участников мероприятий, но и будет содействовать целям восстановления экономики страны, импортозамещению, развитию отечественной науки и технологий, а также способствовать привлечению инвестиций.

Столь важные вопросы, касающиеся поддержки конгрессно-выставочной отрасли, ее существования и развития в новых реалиях, необходимо сопровождать общественным обсуждением с привлечением руководителей профильных министерств и ведомств, заинтересованных объединений и компаний.

Именно по этой причине было принято решение о проведении заседания Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности 23 июня 2022 года на площадке КВЦ «Экспоцентр» на Красной Пресне. Мероприятие прошло совместно с пленарным заседанием форума 5pExpo. Круг рассматриваемых вопросов не был ограничен мерами поддержки отрасли. Профильные эксперты обсудили возможности для продвижения российских производителей с помощью выставок и конгрессов в текущих геополитических условиях, содействие инвестиционной активности, IT-решения для событийной индустрии и многое другое.

Должен сказать, что дата мероприятия была выбрана неслучайно. Накануне состоялось заседание Правления и Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а также Совета руководителей торгово-промышленных палат, в которых приняли очное участие руководители ТПП со всей России. Ни для кого не секрет, что торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации по праву являются не только участниками мероприятий, но и полноценными субъектами конгрессно-выставочной деятельности. Именно предложения регионов нередко ложатся в основу решений, которые принимаются на федеральном уровне.

Источник: congresstime.ru