И больше не нужен нам берег турецкий

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Внутренний туризм – новый вектор развития страны 

 

Туризм – одно из важных направлений экономики, который обеспечивает не только отдых и укрепление здоровья людей, но и рост экономики, считает вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев. Это происходит за счёт стимулирования развития услуг туристских компаний, коллективных средств размещения, транспорта, связи, торговли, общественного питания, сельского хозяйства, строительства и других. 

Как мы знаем, в условиях ограничений, введенных в отношении Российской Федерации в марте 2022, внутренний туризм приобретает новые возможности для своего развития. Наличие разнообразных туристско-рекреационных активов страны позволяет развивать практически все виды туризма. 

Максим Фатеев убеждён, что современный вектор развития отечественной туротрасли - это туристическое освоение территорий и популяризация регионального туризма. 

По статистике Ростуризма, за 2021 год около 56 млн человек осуществили поездки с ночёвками, а общее число туристов, путешествующих по России, включая экскурсионные туры без ночёвок, превысило 110 млн человек. По итогам 2022 года правительство прогнозирует уже 61,2 млн внутрироссийских туристов.  

По данным международной исследовательской компании Ipsos Group,в 2021 году 69% россиян совершили туристические поездки по России, из них:

  • 70% предпочли пляжный отдых;
  • 47% посещение родных и походы по родному краю;
  • 22% культурные события;
  • 18% речные круизы;
  • 15% горный и лыжный отдых;
  • 12% медицинский туризм;
  • 12% удалённая работа и путешествие;
  • 7% экстремальный туризм;
  • 6% познавательный туризм.

В последние годы на территории Российской Федерации активно развиваются межрегиональные туристские маршруты, объединяющие туристские продукты различных регионов в один маршрут, что позволяет повысить туристическую привлекательность регионов и привлечь большее количество туристов на маршрут. Среди таких маршрутов можно выделить: 

  • «Русские усадьбы» (Центральный федеральный округ);
  • «Великий шелковый путь» (Северо-Кавказский федеральный округ);
  • «Восточное кольцо России» (Дальневосточный и Сибирский федеральные округа);
  • «Великий чайный путь» (Сибирский федеральный округ);
  • «Узоры городов России» (Центральный, Северо-Западный, Приволжский федеральные округа);
  • «Красный маршрут» (Приволжский федеральный округ);
  • «Великая Волга» (Приволжский, Центральный и Южный федеральные округа);
  • «Сибирский тракт» (Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа).
  • «Серебряное ожерелье» (Северо-Западный федеральный округ);

Стоит отметить, что одними из ключевых направлений дальнейшего развития туризма являются меры, направленные на повышение качества приема и обслуживания туристов, а так же вопросы безопасности, предоставляемых туристических услуг.  

Решение задач по оценке и улучшению качества сервиса в регионах России сейчас в постпандемийный период касается как Правительства Российской Федерации и органов местного самоуправления, так и каждого представителя туротрасли, ориентированного на внутренний туризм. 

Рынок индустрии гостеприимства - открытый и конкурентный оказывает значительное давление на индустрию, заставляет ее постоянно повышать качество услуг, что является не только задачей по модернизации технологического оснащения, разработке новых туристических маршрутов, формированию культурно-познавательного досуга, но и соответствующим уровнем профессионализма и культуры управленческих решений.

 

По мнению вице-президента ТПП РФ, ключевым условием организации туристической деятельности становится комплексная безопасностьВ нашей стране действующие нормативно-правовые акты должным образом не отражают такие термины, как «качество туристских услуг» и «качество туристского обслуживания», хотя отдельные аспекты этих понятий отражены в национальных стандартах, но в соответствии с ФЗ «О стандартизации» носят рекомендательный характер. 

Отдельные понятия о качестве сервиса туристической отрасли отражены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года» (например: классификация гостиниц; классификация горнолыжных трасс; классификация пляжей; обеспечение безопасности туризма). Но этого сегодня недостаточно и нужно двигаться дальше.

Высокое качество услуг становится главным конкурентным преимуществом любого региона.   

Туризм является динамично развивающимся сектором экономики и Торгово-промышленная палата Российской Федерации уделяет большое внимание его развитию. 

Более 120 торгово-промышленных палат участвуют в реализации государственных региональных программ поддержки предпринимательства, в том числе в сфере туристического бизнеса. Проводят мероприятия, направленные на популяризацию отдельных видов внутреннего и въездного туризма: делового, промышленного, сельского, медицинского, гастрономического, круизного, патриотического. За прошлый год проведено порядка 400 мероприятий по теме туризма.

Основными направлениями деятельности палат являются:  

  • развитие имиджа региона, региональных брендов и туристических продуктов;
  • организация деловых мероприятий; повышение уровня компетенций и качества услуг местных туроператоров;
  • оказание услуг в сфере развития туристического бизнеса;
  • участие в реализации инвестиционных проектов по созданию объектов туриндустрии;
  • участие в развитии народно-художественных промыслов, как объекта туристической деятельности.

В рамках системы ТПП России работает Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, а также более 65 общественных формирований по развитию туриндустрии, созданных на базе территориальных ТПП.

Члены и эксперты общественных формирований во взаимодействии с участниками туристического рынка ведут конструктивный диалог по совершенствованию нормативной базы развития туристической отрасли, созданию и реализации конкурентоспособных туристических направлений в регионах.  

Стоит подчеркнуть, что у торгово-промышленных палат есть практически все инструменты для развития и совершенствования предпринимательства в сфере туризма. 

Как известно, Россия обладает достаточными ресурсами для развития любых видов туризма и отдыха. Туристы стремятся совместить в одной поездке несколько целей и форматов отдыха, а также получить определенные впечатления от путешествия. 

Данные обстоятельства открывают широкий спектр возможностей для каждой палаты представить свои аутентичные, уникальные туристические предложения на местах и занять свою неповторимую нишу на туристическом рынке. 

Со своей стороны, ТПП РФ готова всячески способствовать развитию туристической отрасли и решению ее проблем. 

Отдельно отмечу, что сейчас активно идет обсуждение разработанного Ростуризмом нового проекта отраслевого закона, который должен заменить действующий Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 123-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». 

Система ТПП РФ активно включена в обсуждение и уже обратила внимание государственных структур на некоторые пункты. Например: на степень правовой и финансовой защиты туристов; увеличение финансовой нагрузки на туристский бизнес, особенно в сфере внутреннего и въездного туризма. 

В сентябре текущего года состоится заседание президиума Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Туризм, физическая культура и спорт» по вопросу «О развитии туризма в Российской Федерации». Еще раз будут даны правильные ориентиры, и в обозримом будущем Россия станет самой привлекательной страной мира для своих и международных туристов по качеству сервиса, безопасности, разнообразию и неповторимости предлагаемых маршрутов.