Денис Дыбов: бизнес нуждается в оптимизации отчетности

Торгово-промышленная палата Российской Федерации совместно с экспертным сообществом системно проработала проблемы оптимизации предоставляемой субъектами малого и среднего предпринимательства финансовой, статистической и иной отчетности. Проведен масштабный опрос среди регионального предпринимательского сообщества. Меры по снижению административной нагрузки на бизнес комментирует директор Департамента развития предприниматешльства ТПП РФ Денис Дыбов.

В результате проведенной работы и в целях снижения объема отчетности, предоставляемой субъектами МСП, принят Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он предусматривает, что с 1 января 2023 года страхователь предоставляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации единую форму сведений, которая объединит в себе:

- все формы отчетности, представляемые в настоящее время страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации (СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, СЗВ-ТД), за исключением ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М, которая отменяется;

- отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС), которая в настоящее время ежеквартально представляется страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Также, оптимизацией отчетности занимается Росстат РФ. В результате инвентаризации выявлено, что из 2,5 тысяч форм отчетности более 1 тысячи распространяется на малый бизнес. Статотчетность составляет менее 20%. В этом направлении требуется также скрупулёзная работа вместе с экспертным бизнес-сообществом. Резервов для оптимизации здесь очень много: это и запрос у предпринимателей в отчетных формах показателей, не относящихся к деятельности бизнеса; многостраничные указания по заполнению бланков (до 100 л.); один показатель сдается несколько раз; ввод всех данных вручную и другое. У нас уже имеются свои предложения по конкретным формам статочетности. Конечно, предстоит большая работа по изменению нормативно-правовой базы, определению набора показателей Реестра, возможных к автоматизированной выгрузке из учетных систем.

Торгово-промышленная палата является активным участником процесса оптимизации отчетности. Наша позиция учитывается при принятии управленческих решений, и надеюсь, совместными усилиями мы достигнем существенного снижения административной нагрузки на бизнес.