Алексей Завадский: У текстильной промышленности Узбекистана – новые возможности на российском рынке

Россия и Узбекистан готовят программу по расширению партнерства предприятий двух стран. Речь об этом идет на самом высоком уровне. Одной из перспективных сфер для укрепления экономических взаимоотношений является текстильная отрасль. О практических аспектах взаимодействия и влияющих на них рыночных факторах рассказал заместитель генерального директора АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ, куратор ряда зарубежных проектов экспертной организации в сфере инспекции, экспертизы и сертификации продукции Алексей Завадский.

- Алексей Егорович, у узбекского текстильного бизнеса есть перспективы на российском рынке?

- Уверен, что есть. Мы сейчас находимся в переговорах с отраслевой ассоциацией республики, и видим их четкую нацеленность на результат. Кроме того, представители «СОЮЗЭКСПЕРТИЗы», сотрудники UNITY INSPECTION CONSULTING GROUP, работавшие на октябрьской выставке UzTextileExpo в Ташкенте, тоже констатируют рост взаимного интереса бизнес-структур. Было проведено более 50 встреч. Экспонентов интересовали вопросы ввоза и испытания образцов, оформление сертификатов соответствия, содействие в оформлении свидетельств государственной регистрации продукции, регистрации деклараций о соответствии.

Мы на практике видим: предпосылки для развития сотрудничества присутствуют. Узбекская текстильная продукция сегодня поставляется в более чем 60 стран мира. Россия возглавляет ТОП-3 крупнейших потребителей узбекского текстиля и (наряду с Турцией и КНР) намерена и дальше оставаться в числе основных рынков сбыта материалов и готовых изделий из «хлопковой республики».

По данным Центрального Банка Республики Узбекистан, в 2021 году текстильная отрасль Узбекистана вышла на первое место по экспорту продукции. Кроме того, уход с российского рынка ряда западных брендов демократичной одежды создал возможности для узбекской текстильной промышленности. Республика получила шанс для расширения поставок текстильной продукции и через вывод на рынок России товаров уже существующих узбекских марок, и через создание новых, и через развитие производства в партнерстве с российскими компаниями. Встречное движение мы видим и по составу, поступающих к нам запросов на сопровождение внешнеэкономической деятельности, и по встречам на площадке Торгово-промышленной палате, и по данным, поступающим к нам от коллег из Торгового представительства РФ в Узбекистане.
- Занять место западных брендов – амбициозная задача. Важно соответствовать определенным критериям…

- Безусловно. Занять место ушедших брендов смогут компании, которые готовы развивать современное производство, обеспечивать полную прозрачность, «отслеживаемость», цепочек поставок, противостоять объективным рыночным сложностям.

Важно понимать, что Узбекистан – это, в первую очередь, хлопок. При этом многие дополнительные составляющие производства - химические нити, химикаты, красители, швейные аксессуары, оборудование, запчасти, расходники и так далее - импортируются. Это создает некоторые сложности, но могу отметить, что сейчас производители Узбекистана максимально стараются завлечь российского клиента ценой (даже себе в убыток), чтобы он не ушел в другие страны.

Есть еще один момент. Небольшие швейные фабрики далеко не всегда готовы сотрудничать с крупными мировыми и российскими брендами по нескольким причинам: не все производства соответствуют стандартам заказчика и жестким договорным обязательствам, присутствует языковой барьер, отсутствуют нужные сертификаты.

Мы стараемся максимально оперативно консультировать компании, заинтересованные в поставках текстильной продукции из Узбекистана и в подтверждении параметров производства (материалов, технологий, квалификации персонала) аккредитованными аудиторами. В решении этих задач помогает работающая в республике инспекционная компания UNITY INSPECTION CONSULTING GROUP, созданная при участии «СОЮЗЭКСПЕРТИЗы» ТПП РФ, являющаяся полноправным членом Международного совета по подтверждению соответствия, инспекции и сертификации TIC Council. Задача коллег – обеспечивать и расширять комплекс услуг по сопровождению экспорта на рынки РФ и ЕАЭС. Мы уверены, что Узбекистан имеет большой потенциал повысить привлекательность своей текстильной индустрии, развивая новые предприятия, отвечающие современным требованиям.

- Одним из конкурентов Узбекистана в текстильной сфере является Бангладеш. У кого больше шансов, как считаете?

- Могу сказать, что у каждого здесь свои сильные стороны. Карантины и антиковидные меры последних лет привели к сложностям в сфере дальних грузоперевозок и логистики и, как следствие, к повышению стоимости и росту числа бизнес-рисков. В этом смысле Узбекистан в более выигрышном положении. Бангладеш сейчас уступает Узбекистану и в силу общих крупных факторов, влияющих на отрасль. Это и плохая урожайность в Бразилии, Индии, Индонезии, и проблемы с отключением электричества производствам в Китае, и сложности с финансовыми валютными расчетами.

Нацеленность Узбекистана на динамичное развитие текстильной и швейно-трикотажной отраслей, позволяет рассматривать Бангладеш и как одного из важнейших конкурентов, и как площадку для изучения успешного опыта (внедрение экологических стандартов, хорошие кейсы в сфере торговой политики и доступа к рынкам развитых стран, создание образовательных учреждений в сфере подготовки кадров, надзор за соблюдением норм безопасности на производстве).

- И все же Узбекистан сейчас – это больше сырье и материалы, верно?

- Не совсем. Узбекистан активно развивает текстильную промышленность, ставя акценты на повышение экспортной конкурентоспособности продукции с более высокой добавленной стоимостью – тканей и готовой одежды. Об этом, в том числе, можно судить и по составу мер государственной поддержки.

Так, в конце сентября, например, кабмином республики принято постановление «О мерах по дальнейшему расширению глубокой переработки и производства готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на текстильных и швейно-трикотажных предприятиях, а также финансовой поддержке их экспорта».

А указом президента Узбекистана еще в январе был создан Фонд поддержки текстильной отрасли при Агентстве продвижения экспорта. Утверждено Положение о субсидировании части стоимости оборудования. Оно также предусматривает дальнейшее стимулирование реализации инвестиционных проектов, направленных на производство готовой текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью. Утверждено Положение о порядке субсидирования организаций, осуществляющих экспорт готовой швейно-трикотажной продукции. Задача аналогичная - увеличение объемов экспортируемой готовой швейно-трикотажной продукции, стимулирование предприятий, занимающихся экспортом.

- Какие преимущества есть у узбекской текстильной продукции?

- Качество и натуральность, которая сегодня, в силу общих потребительских трендов, особенно ценится. Узбекский хлопок считается одним из самых качественных. Плюс все рыночные плюсы, которые я перечислил выше.

Россия и Узбекистан на полном серьезе декларируют намерения о создании в РФ десятков мультибрендовых магазинов текстильной продукции из Узбекистана. Речь идет и о создании складских площадок на территории России, и о формировании инфраструктуры торговых домов, и о системном подходе к сертификации. В дополнение к уже существующим в Республике мерам поддержки декларируется намерение и дальше стимулировать текстильных экспортеров, помогать им занимать освободившиеся места в торговых центрах РФ, принимать участие в крупных российских выставках.

С точки зрения рентабельности и транспортных издержек сотрудничество Узбекистана и России является логичным и взаимовыгодным, хлопок на сегодняшний день остается одним из самых востребованных материалов для легкой промышленности. Сырьевая база в Узбекистане есть, оборудование – вопрос решаемый, вопрос инвестиций. Препятствием для увеличения доли швейного производства может стать дефицит квалифицированных кадров, но с этой проблемой сталкивается не только Узбекистан.

Источник: kapital-rus.ru